Рынок розничных продаж сотовых телефонов в России в первом полугодии 2005 года

 

 

 

 

 

 

 

 

http://www.euroset.ru

Рынок розничных продаж в первом полугодии 2005 года характеризовался ростом объемов продаж, ростом количества салонов крупнейших ритейлеров  и сравнительно быстрым ростом средней стоимости телефона, который  определяется:

  • Ростом доходов населения,
  • Ростом количества салонов розничных сетей, предлагающих услуги потребительского кредитования, и, как следствие, рост объемов потребительского кредитования, где средняя стоимость проданного телефона значительно выше средней стоимости телефона на рынке,
  • Увеличением объема реплейсмента телефонов.

В первом полугодии 2005 года на российском рынке розничных продаж, по нашему мнению, было продано 16,8 млн. сотовых телефонов на сумму 2,6  млрд. долларов. Причем 2% от объема этих продаж пришлось на б/у телефоны, 4% - на рынок телефонов, закупленных не у российских представителей вендоров.

На диаграмме 1 приведены объемы розничных продаж сотовых телефонов в 1 и 2 кварталах в 2004 году и 2005 году.

Диаграмма 1

Из этой диаграммы видно, что объем продаж в первом квартале,  во втором квартале и в целом за первое полугодие 2005 года  вырос  по сравнению с соответствующими периодами 2004 года  на 31%.

Всего же за все время существования сотовой связи в России на конец 2 го квартала 2005 года было продано в розничных сетях 80 млн. сотовых телефонов.

Т.е. в первом полугодии 2005 года было продано 21% всех телефонов, проданных к этому времени в России!

Объем реплейсмента телефонов в первом полугодии 2005 года составил 59% от общего объема розничных продаж и был равен 9,9 млн. телефонов. Исходя из этого можно сказать, что на сегодня средний срок замены телефона на  новый составляет в России 19 месяцев.

На диаграмме 2 приведен процент реплейсмента в России и средний срок замены в России сотового телефона на новый.

Диаграмма 2

Количество новых реальных абонентов сотовой связи, купивших или получивших в это время  в пользование телефоны, в первом полугодии 2005 году возросло на 10 млн. человек. Т.е. реальная абонентская база сотовых операторов составляет, по нашему мнению, на конец 2 квартала 55,7 млн. человек при глубине проникновения около 38,6%. Поэтому мы считаем, что впереди у российского сотового рынка еще достаточно значительная перспектива роста.

Заметим, что операторы заявляют о почти ста миллионах SIM-карт в действующих абонентских базах (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3

Исходя из этого, можно предположить, что ARPU на 1 абонента сотовых операторов в России реально почти в 2 раза выше, чем ими заявлено.

На диаграмме 4 приведены доли рынка розничных продаж  сотовых телефонов по вендорам (в шт.) в России во втором квартале 2005 г.

Диаграмма 4

Из нее видно, что доли розничного рынка продаж сотовых телефонов в России у четырех вендоров-лидеров практически одинаковы!

В таблице 1 приведено изменение долей розничных продаж сотовых телефонов в России по вендорам (в шт.) во втором квартале 2005 года по сравнению с первым кварталом.

Таблица 1

Вендор

Доля 1 кв

Доля 2 кв

Изменение доли 2 кв.

SIEMENS

19,7%

18,0%

-8,6%

MOTOROLA

18,6%

18,3%

-1,9%

NOKIA

17,7%

18,9%

7,0%

SAMSUNG

18,1%

18,8%

3,9%

SONY ERICSSON

10,7%

11,2%

4,5%

LG

5,3%

6,0%

13,8%

Из этой таблицы видно, что:

  • Увеличилась доля компании NOKIA, что связано, в основном, с тем, что компания ЕВРОСЕТЬ стала дистрибутером этого вендора, а, следовательно, доля продаж телефонов этого вендора в суммарных продажах компании увеличилась,
  • Увеличилась доля компании SONY ERICSSON: только из-за увеличения объемов поставок, т.к. спрос на телефоны этого вендора превышает предложение,
  • Увеличилась доля компании SAMSUNG несмотря на уменьшение доли продаж телефонов этого вендора в салонах компании ЕВРОСЕТЬ за счет увеличения доли продаж у других дистрибутеров,
  • Несколько уменьшилась доля компаний SIEMENS и MOTOROLA в том числе и за счет увеличения средней стоимости покупаемого в розницу телефона и уменьшения доли бюджетных телефонов, которые в основном представлены этими вендорами.

На диаграмме 5 приведены доли розничных продаж сотовых телефонов в России по ценовым сегментам во втором квартале 2005 года.

Диаграмма 5

Из этой диаграммы видно, что на рынке розничных продаж сотовых телефонов во втором квартале упала доля телефонов  в ценовом сегменте до 100 долларов, т.е. увеличилась средняя стоимость телефона, которая составила 158 долларов.

Одновременно с ростом рынка рос и структурировался ритейл.

На диаграмме 6 приведено количество собственных салонов крупнейших ритейлеров на рынке розничных продаж сотовых телефонов на конец 2-го квартала 2005 года (Россия и СНГ).

Диаграмма 6

На диаграмме 7 приведено количество собственных салонов крупнейших ритейлеров на рынке розничных продаж сотовых телефонов на конец 2-го квартала 2005 года в столицах и регионах России.

Диаграмма 7

На диаграмме 8 приведен абсолютный прирост количества собственных салонов в России крупнейших ритейлеров за 1-ый квартал, за 2-ой квартал и за полугодие в целом.

Диаграмма 8

На диаграмме 9 приведен абсолютный прирост количества салонов крупнейших ритейлеров за полугодие в целом по столицам и регионам России

Диаграмма 9

 

На диаграмме 10 приведено количество городов присутствия собственных салонов связи крупнейших ритейлеров России, а на диаграмме 11 – прирост этого количества за первое полугодие 2005 года.

Диаграмма 10

Диаграмма 11

На диаграмме 12 приведено, по мнению нашей компании, количество сотовых  телефонов, проданных в розницу собственными салонами крупнейших ритейлеров России в первом полугодии 2005 года.

Диаграмма 12

 

На диаграмме 13 приведены, по мнению нашей компании, доли рынка розничных продаж сотовых телефонов в собственных салонах крупнейших ритейлеров России в июне 2005 года.

 Диаграмма 13

Из этой диаграммы видно, что 9 крупнейших ритейлеров суммарно имеют 50% доли рынка розничных продаж сотовых телефонов России. А первые два ритейлера - 36,4%.  Необходимо отметить, что компании ЕВРОСЕТЬ и СВЯЗНОЙ в декабре 2005 года суммарно имели 30,5% рынка розничных продаж сотовых телефонов России.

На диаграмме 14 приведена матрица BCG, показывающая реальное соотношение мест игроков на рынке розничных продаж сотовых телефонов.

Диаграмма 14

Из этой диаграммы видно, что:

  •  Наибольший рост относительно роста рынка в первом квартале имела компания ТЕЛЕФОН. РУ,
  • Наименьший рост относительно роста рынка в первом квартале имела компания ДИКСИС,
  •  Компании ЕВРОСЕТЬ и СВЯЗНОЙ находятся в сегменте ЗВЕЗДА
  • Остальные компании-лидеры – в сегменте ТРУДНЫЕ ДЕТИ, т.е. положение этих компаний на рынке, по крайней мере, нестабильно.

Вице-президент компании ЕВРОСЕТЬ
ВЛАДИМИР БОГДАНОВ

 

 

Hosted by uCoz