Рынок сотовой связи России 2004 года и прогноз его развития на 2005

 

 

 

 

 

 

 http://www.euroset.ru

 

 

 

Абонентская база операторов сотовой связи России

В  2004 году абонентская база операторов сотовой связи России, по данным операторов и аналитиков, достигла 74 млн. человек, а глубина проникновения сотовой связи в России на конец года составила 51%.

Считая, что абонентская база сотовых операторов в мире на конец года составила 1млрд. 620 млн. человек  при глубине проникновения 27%, доля России в суммарной мировой абонентской базе составила 4,5%.

При этом доля населения в России относительно населения в мире составляет 2,4%. Это означает, что в России глубина проникновения сотовой связи на конец 2004 года в 1,9 раза выше, чем в среднем в мире.

На диаграмме 1 приведены абонентские базы крупнейших стран на конец 2004 года.

Диаграмма 1

Распределение абонентской базы на конец 2004 года по столицам и регионам приведено на диаграмме 2.

Диаграмма 2

В 2003 году доля абонентской базы Москвы составила 31,5%, доля абонентской базы СПб и Лен. области – 9,7%, а регионов – 58,8%.

На диаграмме 3 приведен прирост абонентских баз в 2003 и 2004 году в столице и регионах России.

Диаграмма 3

Как видно из диаграммы рост абонентской базы России продолжает идти в большей части за счет регионов. Темпы роста в Москве и СПБ снижаются, т.к. глубина проникновения сотовой связи в этих городах близка к 100%.

Распределение абонентской базы и глубина проникновения по Федеральным округам на конец 2004 года приведены на диаграмме 4.

Диаграмма 4

На диаграмме 5 приведен прирост абонентских баз в 2003 и 2004 году в России по федеральным округам.

Диаграмма 5

Из диаграммы 5 видно, что самое интенсивное развитие рынка сотовой связи идет в УФО, СФО, ДФО.

Абонентская база в ДФО и СФО в 2004 году выросла в 2,6 раза.  Немногим им уступает УФО, абонентская база в Уральском федеральном округе выросла в 2,4 раза.

Прирост абонентской базы России за 2004 год, по мнению операторов и аналитиков, составил почти 38 миллионов абонентов или 104% относительно абонентской базы на конец 2003 года.

Считая, что прирост абонентской базы в мире составил 240 млн. человек, доля России в общемировом приросте абонентской базы составила 15%. Или каждый 7-ой новый абонент в 2004 году в мире был россиянин.

На диаграмме 6 приведен прирост абонентской базы наиболее быстрорастущих и крупных мировых рынков в 2004 году относительно абонентской базы 2003 года.

Диаграмма 6

Из этой диаграммы видно, что Россия в 2004 году имела самые высокие темпы развития рынка сотовой связи среди крупнейших стран мира.

Объемы розничных продаж контрактов операторов сотовой связи

Количество контрактов сотовых операторов , проданных в 2004 году в России самими операторами и дилерскими сетями, составило, по оценке нашей компании, 48 миллионов шт. При  этом контрактами мы называем операторские SIM-карты.

Среднее вознаграждение за продажу одного контракта оператора сотовой связи в России в 2004 году, включая продажу препейд, с учетом расторжений составило 13 долларов. А это значит, что суммарное вознаграждение, полученное дилерами , с учетом того, что ими было продано, по мнению нашей компании, 85% всех контрактов в России, составило 530 млн. долларов.

На диаграмме 7  приведены объемы продаж контрактов в России поквартально в 2004 году.

Диаграмма 7

На диаграмме 8 приведены объемы продаж контрактов сотовых операторов за 2004 год по Федеральным округам.

Диаграмма 8

Объемы розничных продаж сотовых телефонов

Количество сотовых телефонов, проданных через розничные сети в России в 2004 году, по мнению нашей компании, составило 30,32 миллиона шт.

В очередной раз обращает на себя внимание разница  между приростом абонентской базы в России и количеством проданных за это время телефонов. Однако, если воспринимать абонентскую базу как количество SIM-карт, которыми иногда пользуются люди, а не живых и громко говорящих абонентов, то это несоответствие уже не так бросается в глаза.

Прирост объема рынка розничных продаж сотовых телефонов в России в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил около 13 млн. шт. или 76%.

Считая, что общемировые продажи сотовых телефонов составили 671 млн. шт., доля России за 2004 год  составила 4,5%. Т.е. каждый 22 покупатель сотового телефона в мире совершал покупку в салонах в России.

Причем в четвертом квартале 2004 года , считая, что общемировые продажи составили 194 млн. шт. и продажи телефонов в России, по мнению нашей компании, – 9,94 млн. шт., доля России составила 5,1%.  Т.е. каждый 20-ый покупатель сотового телефона в мире совершал покупку в российских салонах

Объем розничного рынка сотовых телефонов, поставленных не через представительства вендоров в России, в 2004 году , по нашему мнению, составил 9% от общего объема продаж телефонов России и достиг 2,7 млн. шт.

На диаграмме 9 приведены поквартальные объемы продаж сотовых телефонов в штуках 2004 году.

Диаграмма 9

На диаграмме 10 приведены объемы продаж сотовых телефонов в 2004 году в России  по Федеральным округам.

Диаграмма 10

На диаграмме 11 приведено распределение продаж сотовых телефонов  в штуках в столицах и регионах в 2004 году.

Диаграмма 11

Таким образом, в 2004 году было продано сотовых телефонов:

  • В Москве – 6,1 млн. шт,,
  • В Санкт-Петербурге – 1,9 млн. шт.,
  • В регионах – 22,3 млн.шт.

При этом количество телефонов, проданных на замену старым, в России, по мнению нашей компании, составило 11,9 млн. шт. или почти 40% от всех проданных телефонов . И оно распределилось следующим образом:

  • В Москве - 3,6 млн.шт или почти 60% от всех проданных в городе и области,
  • В Санкт-Петербурге – 0,8 млн.шт. или 42% от всех проданных в городе и области,
  • В регионах – 7,5 млн.шт. или 34% от всех проданных в регионах.

Тогда в 2004 году количество телефонов, проданных новым абонентам, составило 18,4 млн. шт.

В 2004 году, по мнению нашей компании, 1,5 млн.шт. б/у телефонов было продано через розничные сети.

Таким образом, в 2004 году в России было продано в розницу:

  • 26,12 млн. телефонов, поставленных через представительства вендоров в России,
  • 2,7 млн.телефонов, поставленных с зарубежных рынков не через представительства вендоров в России,
  • 1,5 млн. б/у телефонов.

При этом, по мнению нашей компании, в 2004 году еще 2,6 млн. шт. б/у телефонов были переданы новому абоненту родственниками в семье или знакомыми .

Таким образом, количество обеспеченных телефонами новых абонентов в 2004 году составило 21 млн. человек, что несколько расходится с данными операторов о росте их абонентской базы.

Если рассчитать абонентскую базу операторов через реальных людей-абонентов, имеющих и покупающих телефоны, то она в 2004 году составила, по мнению нашей компании, 45,7 млн. человек.

На диаграмме 12 приведена динамика изменения абонентской базы сотовых операторов России согласно данным операторов и аналитиков и реального количества работающих телефонов, по мнению нашей компании,  на руках населения страны.

Диаграмма 12

Средняя цена телефона в розничных сетях России в 2004 году составила 142 доллара.

Таким образом, объем розничного рынка России в 2004 году составил 4,305 млрд. долларов. Считая, что операторы продают около 2% телефонов через свои салоны и средняя торговая наценка в салонах связи равна 10%, то годовой суммарный доход розничных продавцов составит 383 млн. долларов.

При этом в зависимости от региона, средняя цена сотового телефона в рознице колебалась от 120 долларов до 165 долларов.

На диаграмме 13 приведены объемы продаж в розницу сотовых телефонов в денежном исчислении в России по Федеральным округам в 2004 году.

Диаграмма 13

На диаграмме 14 приведены доли продаж сотовых телефонов в России  в 2004 году по ценовым сегментам.

Диаграмма 14

На диаграмме 15 приведены доли розничных продаж сотовых телефонов в России в 2004 году по вендорам.

Диаграмма 15

На диаграмме 16 приведено изменение долей продаж сотовых телефонов в России в 2004 году по функциям.

Диаграмма 16

 

Объемы розничных продаж аксессуаров к сотовым телефонам

Количество аксессуаров к сотовым телефонам, проданных через розничные сети в России в 2004 году, составило 39,5 миллиона шт., доход от продаж розничными продавцами которых составил в 2004 году 123 млн. долларов.

На диаграмме 17 приведено распределение продаж аксессуаров по видам в России в 2004 году.

Диаграмма 17

Розничные сети России, предлагающие услуги сотовой связи

На конец 2004 года в России работали , по оценке нашей компании, около 20 000 салонов и точек , предлагающих услуги сотовой связи, из которых салонов около 12 000 , и около 600 салонов операторов сотовой связи.

Суммарный доход розничных продавцов на рынке продаж услуг сотовой связи с учетом продаж карт оплаты и приема наличных платежей в 2004 году составил 1млрд 116 млн. долларов.

При этом неравномерность продаж салонов, в зависимости от принадлежности к розничным сетям, их возможностям и географии расположения их, колебалась в разы.

Колебания объемов продаж салонов значительны и также в разы даже в рамках одной розничной сети, если сеть географически расположена в различных по развитости регионах.

Распределение салонов и точек продаж по Федеральным округам на конец 2004 года приведено  на диаграмме 18, а на диаграмме 19 приведено среднее количество населения и абонентов на 1 салон или точку по федеральным округам.

Диаграмма18

Диаграмма19

На диаграмме 20 приведено количество салонов (собственных) крупнейших ритейлеров России на конец 2004 года, предлагающих услуги сотовой связи.

Диаграмма 20

На диаграмме 21 приведено количество городов, в которых работают собственные салоны крупнейших ритейлеров России на конец 2004 года

Диаграмма 21

На диаграмме 22 приведен абсолютный и относительный прирост количества собственных салонов крупнейших ритейлеров России за 2004 год.

Диаграмма 22

Как видно из диаграммы 22 компания Евросеть является самой быстрорастущей компанией. С 2003 года количество салонов компании по России выросло более чем на 250% или в 3,4 раза. Помимо этого в 2004 году компания открыла еще 2 салона на Украине и 1 салон в Казахстане.

На диаграммах 23 и 24 приведены объемы продаж сотовых телефонов и обороты крупнейших ритейлеров России в 2004 году. Эти объемы и обороты рассчитаны департаментом маркетинга компании Евросеть. При этом учитывались только объемы продаж и оборот собственных салонов.

Объем продаж сотовых телефонов 10 приведенных ритейлеров за год составил, по мнению нашей компании, 30% от продаж всего розничного рынка, а за декабрь около 40%.

При этом компания Евросеть в декабре 2004 года заняла долю продаж в 22,5 %, компания Связной – 8,0%. Следовательно, в декабре 2004 года только 2 крупнейших ритейлера имели долю розничных продаж сотовых телефонов в России 30,5%!

Диаграмма 23

Диаграмма 24

Оборот компании УльтраСтар , несмотря на то, что она имеет несколько меньшее количество салонов, чем Анарион, Техмаркет, Альттелеком, выше из-за большего объема принятых платежей.

На диаграмме 25 приведена матрица BCG, показывающая динамику развития розничных сетей в 2004 году. По оси Y – приведен рост оборота от продаж ритейлера в 2004 году относительно роста рынка, по оси Х – доля продаж относительно лидера рынка. Диаметр круга ритейлера пропорционален обороту его в 2004 году. Рядом с кружком ритейлера показан оборот его розничных продаж в млрд. дол. в 2004 году по версии нашей компании. При этом учитывались только обороты собственных салонов ритейлеров.

Диаграмма 25

Рынок сотовой связи России в феврале 2005 года по версии AC&M


 
http://www.sotnya.ru/news/

Предлагаем вашему вниманию оценки аналитиков AC&M сотовой статистики за февраль 2005 года. По оценкам аналитиков компании совокупная абонентская база всех российских сотовых компаний в феврале превысила 80 млн пользователей и достигла 81,7 млн.

Такой показатель как проникновение составил 56% на конец февраля 2005 г., что в два раза больше, нежели в феврале 2004 г, когда уровень проникновения был равен 27,5%.

 

В соответствии с прогнозом AC&M, при сохранении настоящих темпов роста, суммарное число всех российских абонентов сотовой связи составит 119 млн на конец 2005 г., что означает превышение 80% порога проникновения сотовой связи.

 

Всего мобильных абонентов

28.02.2005

31.01.2005

Пользователей сотовой связи в России

81.700.000

78.260.000

Уровень проникновение в России

56.3%

53.9%

Пользователей сотовой связи в Москве

18.129.914

17.617.682

Уровень проникновения в Москве

106.7%

103.7%

Пользователей сотовой связи в С.Петербурге

5.911.085

5.797.703

Уровень проникновения в С.Петербурге

93.2%

91.4%

Пользователей сотовой связи в регионах

57.659.001

54.844.615

Уровень проникновения в регионах

47.3%

45.0%

Источник: AC&M

 

Уровень проникновения (SIM-карт) в Москве продолжает расти и на конец февраля 2005 года он находился на отметке 107%. "Вымпелком" и МТС подключили к своим сетям более 150 тыс. абонентов каждый. Лидерство МТС в столице осталось неизменным, однако отставание "Вымпелкома" несущественно. Следует отметить, что московский оператор сети "МегаФон", компания "Соник Дуо", впервые за всю историю своей работы, которая берет начало в ноябре 2001 году, подключила к своей сети в столице больше абонентов, чем его основные конкуренты.

 

Санкт-Петербург в ближайшем будущем достигнет 100%-ого уровня проникновения сотовой связи (по SIM-картам). По мнению AC&M, "Вымпелкому" удалось второй раз выиграть лидерство по приросту абонентской базы в регионе - в феврале он подключил более 50 тыс. абонентов, оставив позади себя МегаФон и МТС.

В региональных подключениях в масштабах всей России "ВымпелКом" также лидировал, однако отставание МТС незначительно.

 

Операторы

28-02-2005

31-01-2005

МТС

38.480.000

37.220.000

Москва

7.955.000

7.800.000

Украина (UMC)

7.895.000

7.730.000

Узбекистан ("Уздунробита")

337.000

320.000

Неконсолидированные абоненты в Беларуси

1.328.000

1.270.000

"ВымпелКом"

29.450.000

28.245.000

Москва

7.945.000

7.775.000

Казахстан

1.055.000

995.000

"МегаФон"

14.867.250

14.153.090

Москва

2.127.996

1.941.776

Таджикистан

49.212

48.624

"Уралсвязьинформ"

2.283.100

2.167.800

Группа компаний СМАРТС

2.010.000

1.905.100

Tele2

1.410.000

1.340.000

"Сибирьтелеком"

1.116.000

1.029.742

"Нижегородская сотовая связь"

775.322

725.000

"Екатеринбургская сотовая связь - МОТИВ"

486.520

440.000

"Новая телефонная компания"

311.570

280.810

Источник: AC&M, данные компаний

Рынок сотовой связи России в феврале 2005 года

Рынок сотовой связи России в феврале 2005 года

 

Начиная с февраля, в ТОП-10 по оценке AC&M стали включаться оценки абонентской базы Теле2. Несмотря на то, что информация о результатах деятельности Теле2 в России весьма ограничена, аналитики считают важным поделится с рынком своими оценками по этой компании, которая, по прогнозам, в скором времени будет обслуживать 1,5 млн. пользователей в своих 12 региональных сетях. Таким образом, по мнению AC&M "Теле2" можно считать серьезным игроком "второго эшелона" российских сотовых операторов.

 

Hosted by uCoz