Секты или Сетевой маркетинг на рынке Духовных Благ

Юдин А. В., Шуляев В. А.

 

Эту деятельность можно назвать в чистом виде незаконным предпринимательством в области человеческого капитала

ОПУБЛИКОВАНО http://www.aferizm.ru

 

Криминальное предпринимательство так же разнолико, как и его непосредственные участники и организаторы, а само криминальное "предприятие" в полной мере отражает личность его основателя. На этой "строительной площадке" одинаково важны и грубая физическая сила, и мошеннический интеллект. Наряду с Распутиными, Наполеонами и другими характерами криминального мира, внимательному исследователю попадаются другие специалисты высшего пилотажа -- МЕССИИ. Мошенничеству в сфере человеческого капитала предоставлены в Российском законодательстве не просто лазейки, а прямо-таки зияющие дыры. Для изощренного предпринимательского ума с мошенническим уклоном, было бы просто непростительно упускать такие возможности, оставаясь на позиции официального предпринимательства, подвергая свою деятельность налогообложению и взваливая на свои плечи груз социальной ответственности. Таким образом способный мессия занимает фактически свободную предпринимательскую нишу и делает деньги на "ловле человеков".

В силу некоторых специфических особенностей этого вида предпринимательства, возможности приобретения экономических и политических дивидендов этими предпринимателями и связанными с ними политическими и криминальными группировками достаточно велики.

 Перечислим эти особенности:

а) большое количество адептов, обладающих всеми гражданскими правами и свободами согласно Конституции и Гражданскому кодексу РФ;

б) узаконенное культом бесправие адептов внутри общины, передача своих неотъемлемых прав в пользование руководителя;

в) не ограниченная законом возможность "камуфлирования" под нетрадиционные религии, и вытекающие из этого экономические льготы;

г) полная непрозрачность финансовых операций, "работа" с населением неучтенными наличными средствами;

д) профессиональная психологическая подготовка руководителя и огромное влияние "духовных наставников" на своих адептов, возможность практически стопроцентного программирования их поведения в общественной жизни;

е) возможность оперативного расширения масштабов "предприятия" с опорой на многочисленные социальные бедствия и личную неустроенность граждан с минимальными вложениями на рекламу и пропаганду;

ж) возможность практически мгновенного сворачивания дела с дальнейшими (чаще безрезультатными ) поисками основных действующих лиц или доказательством состава преступления;

Изучение деятельности сектоподобных предпринимательских образований, весь российский и зарубежный опыт показывают, что адептами и активными пропагандистами подобной псевдо-религиозной организации могут являться не только пылкие юноши или отчаявшиеся женщины (часто с различными психопатологическими отклонениями), но и прагматичные, отнюдь не склонные к иллюзиям, предприниматели, хозяйственники и политики.

Профессор Александр Дворкин, ведущий сектовед России:

*       Свобода выбора не мыслима без полноты информации. Сами о себе сектанты говорят, как о покойнике, - либо хорошо, либо ничего.

*       Подсчитано, что ежедневный чистый доход сайентологов (одна из деструктивных сект) составляет два миллиона долларов.

*       В Европе по части противостояния сектам лидирует Франция. Там в юридический оборот введено определение "секта". В их уголовном кодексе есть такой состав преступления, как "манипулирование сознанием".

Так, в ряде городов России, активными участниками их нелегальной предпринимательской сети оказываются руководители градообразующих предприятий, средств массовой информации, работники культуры и руководители учреждений культуры, представители криминалитета и, в редких случаях, мэры городов и другие крупные функционеры.

Денежные и человеческие обороты достигают весьма значительных размеров и в ряде случаев контролируются представителями и духовными наставниками наезжающими в "свои вотчины" из Москвы и дальнего зарубежья (США, Юго-Восточная Азия, Западная Европа). По накатанным дорогам "культурных связей" и с обеспечением поддержки на местах , завязываются внешнеторговые связи отдельных предпринимателей, в город поступают некоторые виды товаров (не только культового предназначения), литература для пропаганды и вербовке адептов, организуются концерты культовых "звезд" с элементами воспитательной работы и т. д.. Все разнообразие организаций подобного рода можно свести к двум основным группам:

  1. Некоторые существующие за рубежом культовые организации организуют филиалы в России, опираясь на способности отечественных гениев, готовят их и благословляют на легальную или нелегальную работу в России, контролируя распределение сфер влияния и, разумеется, финансы. Предприятиям с подобной поддержкой удается, со временем, пройти регистрацию в юстиции, и уже под эгидой свободы вероисповеданий, отстаивать свои интересы, вести видимую хозяйственную деятельность с льготным налогообложением, активно соперничать с общественными организациями в работе с молодежью, работать с недвижимостью и получать земли под строительство административных центров. Время от времени и по некоторым вопросам консолидируясь друг с другом в государственном масштабе, эти организации активно противопоставляют себя православной церкви, доказывая свою религиозную сущность, и перераспределяют ее паству, "отзеркаливая" демократические процессы в экономике и отрабатывая свои внутренние и внешнеэкономические задачи.
  2. Небольшим организациям российского происхождения, которые обычно первое время действуют в абсолютной тени, приходится вести свои дела как физическим лицам (принимать в дар ценности, собирать пожертвования, приобретать помещения под проведение культовых мероприятий и т.д.), то есть, приходится "довольствоваться" частным способом присвоения капиталов, распределяя их между родственниками или пополняя частные счета в банках. В силу последнего обстоятельства некоторые мессии не стремятся узаконить свою деятельность и благоденствуют в тени. В последнем случае это уже не использование закона о вероисповедании в своих целях, а полная незаконность. Эту деятельность можно назвать, в чистом виде, незаконным предпринимательством в области человеческого капитала.

В России насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает 1 миллиона человек, причем 70 процентов из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет.

 

Подходя с позиций городского самоуправления, эти организации, представляющие собой, по сути, локальные общины в составе городской, отстаивающие свои внутренние ценности и преследующие цели отдельных лиц, которые отличаются от целей основной массы горожан и городских властей, могут в значительной мере оттягивать финансовые и человеческие ресурсы городской общины.

Механизмы могут быть весьма простыми. Поскольку эти "локальные" общины не принимают участия в процессе воспроизводства материальных благ и в формировании городского бюджета, а следовательно не принимают участия в социальном обеспечении граждан, то груз ответственности по социальным вопросам, в том числе относительно самих адептов этих общин, остается на совести остальных горожан и, в случае кризисной обстановки, может значительно сократить уровень доходов населения, чем те же сектантские организации и не преминут воспользоваться для расширения своих рядов. Т.е. события могут развиваться по типу цепной реакции. В конечном итоге, для поддержания процесса управления, городской власти придется "находить общий язык" с представителями общин. При этом придется не только пожертвовать городским имуществом, но и поделиться влиянием.

Если говорить не о крайних ситуациях, а об оперативном управлении городской общиной в условиях относительной экономической стабильности, то проблемы приобретают вялотекущий характер и накладывают отпечаток на "светскость" управления. Это, само по себе, приведет к изменению идеологической атмосферы в городе и способствовать медленной феодализации отношений внутри городской общины и разворачиванию конкуренции между руководителями общин, что также скажется на эффективности управления городской общиной.

В силу вышеперечисленных особенностей этих образований механизма их функционирования и способов приспособления к экономическим условиям, результаты демократических выборов любого уровня (от городского до государственного) становятся в зависимость от коммерческих интересов мессий и контролирующих их организаций. Сами мессии на первых порах могут, разумеется, преследовать единоличные экономические и политические интересы, пока не находится достойный хозяин, делающий деловое предложение, от которого мессии просто грех отказаться.

В данном случае, имеет смысл говорить не только о руководителях организаций религиозного толка, но и о значительной части целителей, экстрасенсов, самодеятельных пропагандистов идеологии восточных боевых искусств. Используя, помимо методов устрашения (концом света, физической смертью), еще и методы культурного поглощения, они активно занимаются созданием собственных корпоративных культур - лексических терминов, системы метафор и других четких способов отделения "своих" от "чужих". К числу подобных образований относятся также некоторые организации экологической направленности с явной агрессивной идеологической составляющей. Но самым "продвинутым" в этом отношении являются предпринимательские структуры, основанные на наркотических контркультурах и проповедующие методы зарабатывания больших денег с одновременным купированием этических и моральных норм бизнеса, которые осуществляется путем "расширения сознания" с приобщением к наркотической или психоделической культуре.

В условиях постоянного передела собственности и вполне понятной человеческой подверженности персонала предприятий и организаций скрытому поглощению с применением подобных психотехнологий, проблемы обеспечения экономической безопасности муниципальной или федеральной собственности совершенно ощутимы и актуальны. И если на государственном уровне эти задачи, в той или иной мере, решаются силами ФСБ и юстиции, то на уровне муниципального самоуправления эти задачи еще требуют своего решения - методологического подхода, участия квалифицированных специалистов в области права, теневой экономики, психологии, социологии.

Многие социальные, медицинские, правовые и политические аспекты этой проблемы пока остались за рамками этой статьи и требуют более детального описания. Тем не менее, острота экономической ситуации и большое количество пострадавших граждан, уже диктуют необходимость глубокого изучения этого вида криминального предпринимательства.

 Товарищества на вере

Алексей Ходорыч, Николай Конашенок, Михаил Студнев. Деньги, № 43 (347), 31 октября 2001

В ноябре 1978 года весь мир был потрясен, узнав о страшном конце секты «Народный храм», которую возглавлял Джим Джонсон. На кадрах, демонстрируемых СМИ, были запечатлены тела мужчин, женщин и детей — всего 912 человек. До этого они жили в США, потом продали жилье в пользу Джонсона, которого считали «всемогущим богом», и последовали за ним в джунгли Гайаны. На счет «бога» упали десятки миллионов долларов, а его адепты жили впроголодь, бесплатно работали, спали в бараках, исполняли сексуальные прихоти своего гуру. Когда поселок сектантов посетила инспекция конгрессмена Лео Райана, ее встретили чисто выметенные улицы и улыбающиеся люди. А ночью конгрессмен обнаружил в своей хижине записки с мольбой о помощи. Дальнейшее напоминало страшный сон: Райан рассаживает в два самолетика самых больных членов общины, охранники Джонсона открывают шквальный огонь и убивают политика и нескольких журналистов. Однако под градом пуль летчики смогли поднять переполненные самолеты в воздух. Морской пехоте, высадившейся на следующий день, достались лишь горы трупов. В современной России подобных трагедий, слава Богу, пока не было. Однако бизнесу, который сегодня развернулся в духовной сфере, Джим Джонсон мог бы позавидовать.

Духовное богатство

 

"Всемогущий бог" Джим Джонсон руками своих рабов построил "город Джонстаун". Там же он этих рабов и замочил. Фото: АР, журнал "Деньги".

 

Создателю сайентологии Лафайетту Рональду Хаббарду приписывают фразу: «Если хочешь разбогатеть — придумай новую религию». Но «духовная сфера» вовсе не ограничивается собственно религиозной сферой — в нее входят различные оккультные услуги и тренинги личностного роста (типа «Лайф спринг» или «Синтон»). Сюда же некоторые эксперты предлагают внести и так называемые коммерческие культы (бизнес, основанный на прямых продажах, по типу «Гербалайфа», или, как его еще называют, сетевой маркетинг) — в общем, все то, что зиждется не на чем-то реальном, а на внушении. Евгений Волков, социальный психолог, эксперт в области психологии влияния, доцент Нижегородского университета имени Лобачевского: Все признаки секты — замкнутый круг, свой жаргон, черно-белое восприятие действительности, чувство избранности и спасительного знания — здесь присутствуют. И в этом есть своя логика. Ведь весь подобный бизнес можно охарактеризовать одним предложением: продажа того, чего нет, того, что не верифицируется. Успешно и долго продавать пластилин под видом шоколада невозможно, а вот обещать за деньги различные блага в загробной жизни или развитие психофизических параметров в жизни — это очень даже можно, и это действительно хорошо продается, И не важно, что нет и не было никаких подтвержденных данных благотворного влияния на людей разных биодобавок: если внушить человеку, что улучшения есть, заставить его в это поверить (хотя бы воздействуя на него купленным мнением известных людей), то он будет ходить на курсы, читать мантры, есть толченый мел и так далее, будучи уверен, что это ему помогает.

Доходит до абсурда. После недавних терактов в США 80-летний создатель успешного коммерческого предприятия — школы «Трансцендентальная медитация» — Махариши Махеш Йоги на пресс-конференции в Вашингтоне объявил о своем проекте по сбору $1 млрд. на содержание в местах вооруженных конфликтов 40 тыс. «летающих йогов». «Летая», йоги создадут некое поле, которое благотворно скажется на решении всех проблем с глобальным терроризмом и приведет к миру во всем мире. В действительности, естественно, никто не летает (бывшие последователи Махариши разоблачают его методику, например, на сайте www.trancenet.org), люди просто подпрыгивают в позе лотоса, однако сами «летающие йоги» уверены, что это и есть полет. Еще бы! Ведь трансцендентальной медитацией в свое время увлекались The Beatles и The Rolling Stones, неужели они могли позволить обвести себя вокруг пальца? Человеку порой сложно признаться самому себе, что его просто дурачат, потому и процветает бизнес различных аферистов — даже несмотря на то, что иногда разоблачают прилюдно. Например, совсем недавно в передаче «Независимое расследование с Николаем Николаевым» одна известная гадалка нагадала добровольцам то, чего с ними в действительности никогда не было.

Теория о прямой связи между религиозными культами, психотренингами личностного роста и сетевым маркетингом недавно нашла неожиданное подтверждение в виде нового проекта Владимира Довганя. Компания «Владимир Довгань» (сам он ее называет фирма-храм) продает CD с аудиокурсами «для повышения эмоционального состояния человека» за $40, используя принципы сетевого маркетинга. Можно смеяться над фразами «я уверен в себе, мои плечи расправлены, я несу людям добро» или над советом «громко повторять ключевые слова и активно жестикулировать», однако тот факт, что коммерчески этот проект будет очень успешным, сомнений не вызывает.

Итак, явление, о котором идет речь, характеризуется двумя понятиями: «продажа» и «то, что с трудом поддается или вовсе не поддается верификации» (то есть вера).

Конечно, вера является неотъемлемым понятием любой религии, чего нельзя сказать о продаже. Можно сколько угодно говорить о том, что «Русская православная церковь торговала водкой», однако сложно себе вообразить православного священника, да и вообще представителя любой из традиционных религий (католика, протестанта традиционных деноминаций, мусульманина, буддиста, индуиста, иудея), навязывающего на улицах (в домах, организациях) свое вероучение. Представители этих религий не вытягивают из людей деньги (как, например, церковь сайентологии), не заставляют попрошайничать на улицах (как кришнаиты или муниты), не принуждают вербовать новых членов (как «Свидетели Иеговы»), не развращают малолетних (основатель секты «Семья» («Дети Бога») Дэвид Бранд Берг с 1976 года требовал, чтобы женщины — члены секты (в том числе несовершеннолетние) занимались «флиртовым рыболовством», то есть использовали секс как метод вербовки, кроме того, поощрял инцест), не разрушают семьи (основатель церкви Божьей Матери державной (Богородичный центр) Иоанн Береславский требует от своих последователей отказаться от «земной матери», которую он называет прообразом дьяволицы). В конце концов ни одна из традиционных религий не пытается заполучить себе новых членов путем прямой дезинформации Чего не скажешь о многих новых религиозных образованьях. Например, представители церкви объединения (муниты) часто представляются членами некоей студенческой организации (на первых порах скрывая свою суть), а, например, мормоны при знакомстве будут характеризовать себя христианами (несмотря на то, что собственно христианами их назвать нельзя, поскольку «Символ веры» ими не разделяется).

Водораздел между традиционными религиями и так называемыми деструктивными культами можно порой провести еще проще, вспомнив известное «Богу Богово, кесарю кесарево». Как только религиозная организация начинает претендовать на то, что «положено кесарю», то есть подталкивать человека, например, к продаже квартиры в свою пользу, — будьте уверены, перед вами не религиозная, а коммерческая организация, которая просто занимается бизнесом. О нем и поговорим.

Евгений Волков: Бизнес в этой сфере может иметь четыре сюжета. Первый — продажа некоего конкретного продукта, духовных услуг. Второй — использование религии для захвата власти в бизнесе. Третий — поборы с завербованных адептов. И четвертый — создание представителями преступного мира структур в виде культовых групп, типа финансовых пирамид, для выкачивания денег. Очень часто эти сюжеты пересекаются.

Достоверная информация о совокупном размере бизнеса организаций, эксплуатирующих вполне понятное стремление человека обрести душевное спокойствие, стать лучше, отсутствует. Эксперты говорят, что речь может идти примерно о $1 млрд. С учетом того, что другие эксперты оценивают количество людей, вовлеченных в эту деятельность, в 3 — 5 млн., миллиарда явно мало, с другой стороны, и цифру в 5 млн. человек, не раз звучавшую в Думе, многие считают завышенной.

Найти и уничтожить

Всего в России, по данным Минюста, зарегистрировано 20 300 религиозных объединений. Сколько из них могут быть отнесены к деструктивным культам, сказать сложно (в Думе называли 5 тыс.). Поэтому расскажем о самых известных.

Начнем с церкви сайентологии, членами которой, по ее собственным оценкам, являются около 8 млн. человек во всем мире (независимые эксперты уверяют, что не больше 800 тыс.). И вовсе не потому, что эта религиозная структура, которая считается одной из самых богатых в мире (ее активы оцениваются в $2 млрд., ежегодный доход около $500 млн.) и попадает под первые два определения Волкова (Хаббард никогда и не скрывал, что рассматривает сайентологию как чисто коммерческое предприятие, о чем свидетельствуют его слова: «Делайте деньги, делайте деньги, делайте больше денег, делайте еще больше денег, заставляйте других работать, чтобы и они производили для вас деньги»). Просто имидж этой религиозной организации является очень уж подпорченным в мире. Сайентологов обвиняют во всех смертных грехах, включая шпионаж и физическое насилие. Сайентологи активно противостоят этим обвинениям, расходуя только на адвокатов до $60 млн. в год.

Здесь можно вспомнить знаменитый «Проект 100» Около двух лет назад одновременно в разных городах США было подано 100 исков от отдельных сайентологов к общественной организации «Сеть осведомления о культах» (CAN). Ее бюджет составлял лишь $300 тыс. в год, тяжбы измотали CAN, и организация была вынуждена объявить о банкротстве. Все права, определяющие функционирование организации (название, логотип, телефонные номера), были сразу перекуплены сайентологами. И теперь пострадавшим от культов, обращающимся в CAN, просто рекомендуют пройти сайентологические курсы (совсем как в книге Полины Дашковой «Золотой песок», где за организаторами борьбы с сектами тоже скрывались представители сект).

Однако есть и юридические решения, которые весьма негативно характеризуют сайентологов. 6 мая 1991 года в журнале «Тайм» был опубликован материал «Сайентология — культ алчности и власти», в котором сайентология названа мафиозной структурой: «Церковь сайентологии — это беспрецедентный рэкет мирового масштаба, который, как и всякое мафиозное предприятие, держится на запугивании „своих" и „чужих"». Сайентологи подали на «Тайм» в суд, но все данные, приведенные в материале, были признаны абсолютно достоверными. С 1994 года церковь сайентологии находится под гласным надзором тайной полиции Германии (решение было принято совещанием земельных министров внутренних дел, которые пришли к выводу, что «центр тяжести деятельности этой организации лежит в сфере экономической преступности»). На Лионском процессе в 1996 году руководитель лионской церкви сайентологии и все ее руководящее звено были осуждены за доведение человека до самоубийства, вымогательство и финансовые махинации. А буквально месяц назад в Мадридском суде завершились слушания против сайентологов, обвиненных в целом ряде преступлений, включая организацию незаконного сообщества (главного обвиняемого, президента Всемирной церкви сайентологии Хибера Дженча доставить в Испанию пока не удалось). Приговор будет вынесен в ближайшее время.

В России судебные приговоры сайентологам тоже выносились. 26 июня этого года в Хабаровске к шести годам условно за незаконное предпринимательство и отмывание денежных средств в особо крупных размерах приговорена Ольга Ухова, руководитель сайентологического центра «Дианетика».

Косвенных фактов, свидетельствующих о противоправной деятельности сайентологов, тоже немало. Александр Скородумов, консультант Агентства исследования и предотвращения мошенничеств (Санкт-Петербург): В октябре прошлого года налоговая полиция обнаружила на складе крупнейшего в Санкт-Петербурге поставщика бытовой техники ЗАО «Галактика» незадокументированную технику на $400 тыс., директор фирмы тут же возместил государству 1,7 млн. рублей ущерба. При обыске был также найден ворох литературы по сайентологии и расписание занятий, обязательное для всех сотрудников. Оказалось, что директор по фамилии Пушкин — один из далеко не рядовых членов Санкт-Петербургского сайентологического центра. И все бы ничего, но в феврале офис ООО «Техносервис» (компания, аффилированная с ЗАО «Галактика», директор тот же) был закрыт, а весной этого года фирма объявила себя банкротом, предварительно собрав с граждан предоплату за технику, — денег граждане так с тех пор и не видели. Здесь на память приходит ситуация с московским вентиляторным заводом «Мовен», который из-за деятельности руководителей сайентологов потерял миллионы долларов. Как известно, в ряде европейских стран сайентологов обвиняли именно в финансовых махинациях. Параллели очевидны.

Но это все лишь предположения. Официально свои деньги сайентологи в России (как и в других странах) зарабатывают на различных сайентологических курсах по ведению бизнеса и личностного роста — до $2,8 тыс. за курс, на лечении от наркотиков — до $8,5 тыс. (этим в России занимается компания «Нарконон»), а также на одитинге. Владимир Иванов, директор центра «Россия без наркотиков», председатель комиссии по наркологии при совете предпринимателей мэрии Москвы, в прошлом — руководитель «Нарконона»: С 1994 года, когда я увлекся сайентологией, это организация вытянула из меня около $100 тыс. Самая дорогая процедура — это одитинг, что-то типа исповеди, которую сайентолог обязан проходить время от времени, — $300—500 в час, но покупать нужно не менее 12,5 часа. Главная черта сайентологов — патологическая алчность, которая не имеет ничего общего с реальной заботой о человеке, Я поздно это понял, к сожалению. Последней каплей было то, как они поступили с одним из моих сотрудников. Человеку было очень плохо, ему порекомендовали пройти одитинг в Санкт-Петербурге за $12 тыс. Он с трудом нашел эти деньги, но в Санкт-Петербурге ему попался „неквалифицированный" одитор, от которого мой сотрудник просто уехал еще более больным и едва сдерживая ярость, не пройдя и десятой части курса. Я стал разбираться, а мне сказали, что сотрудника нужно отправить в Европу — еще за $12 тыс., причем о возврате тех денег или об их зачете в счет новой процедуры речи не велось. Если они так поступили с руководящим сотрудником одной из своих организаций, что говорить о всех остальных?. По оценкам Владимира Иванова, за годы работы церкви сайентологии в России ею было завербовано порядка 50 тыс. человек, всего же через различные сайентологические центры прошло примерно 300 тыс., а ежегодный доход в России исчислялся десятками миллионов долларов, 90% которых вывезено в США и Европу. Это подтверждается и объективными данными. Петербургскому корреспонденту «Денег» удалось увидеть в местном Хаббард-центре график (он висел на втором этаже, куда обычно никто из чужаков не заходит), из которого следует, что недельный доход центра составляет около 600 тыс., рублей в неделю. Это почти $1 млн. в год, а таких центров в России 35. Правда, сами руководители Санкт-Петербургского Хаббард-центра уверяют, что их ежемесячный оборот не превышает 1 млн. рублей. Но в любом случае на деятельность таких центров, по оценкам Иванова, приходится около 50% всех доходов. Остальное зарабатывают иначе. Например, продажей пособий (согласно документам, они раздаются бесплатно).

Столь высокие доходы сайентологов в России объясняются просто: примерно в половине всех случаев сайентологические обучение проходило за счет предприятий, обучавших своих сотрудников, и городских администраций. Всего во Всемирный союз сайентологических предприятий (WISE) входит около 150 российских организаций. В свое время система обучения сотрудников хаббардистским технологиям была внедрена даже на таких режимных предприятиях, как Оптико-механический завод в Екатеринбурге и завод «Пермские моторы». Бывший мэр Перми Владимир Филь вообще обещал перевести на хаббардистские технологии весь город, и не проиграй он выборы, возможно, ему удалось бы реализовать свой план.

Сегодня оплот хаббардистов переместился в Нижний Новгород. Журналисты газеты «Ленинская смена» недавно провели расследование, в итоге которого выяснилось, что крупнейшая в области производственная группа «Земляне», куда входит более десяти предприятий Нижнего Новгорода (в том числе Центральный универмаг, гостиница «Центральная», предприятие «Энергосырьевые ресурсы», ФПК «Соло», ОАО «Металлоптторг» и проч.), находится под контролем сайентологов. В группе действует Закрытая академия высшего понимания бизнеса и жизни, где проходят обучение сотрудники предприятий, А тех, кто не желает учиться, просто увольняют. По информации газеты, деятельность группы контролирует депутат законодательного собрания Нижегородской области Александр Куликов, формально не имеющий к ней отношения, однако проходивший 11-месячное обучение в частном сайентологическом центре США (говорят, это ему стоило $200 тыс.). Деятельность «землян» пользуется поддержкой мэра Нижнего Новгорода, который совсем недавно передал в собственность группы кинотеатр «Печора» и ряд других объектов. Владимир Кочетков, главный редактор «Ленинской смены»: Мы отвечаем за каждый факт, приведенный в публикации, да, собственно, их опровергнуть невозможно, об этом не только мы пишем. Недавно журналистка «Нижегородского рабочего» провела эксперимент, попытавшись устроиться уборщицей в гостиницу «Центральная». В отделе кадров ей сразу сказали, что если она претендует на место, то ей придется изучать теории Хаббарда на спецкурсах. Евгений Волков: Ко мне недавно обратилась женщина, чья подруга работает ТД «Мещера», входящем в группу «Земляне». За свою работу на руки она получает тысячу рублей в месяц, остальное идет в счет оплаты обучения на курсах, которые «земляне» сами и проводят.

На возможную причину активизации сайентологов в этом регионе нам намекнул бывший сотрудник обладминистрации; «Неужели вы думаете, что полпред президента в Приволжском округе Сергей Кириенко не в курсе?». Сам факт причастности Кириенко к деятельности сайентологов в России муссируется давно. Формальные основания: в 1995 году Кириенко, возглавлявший тогда банк «Гарантия», направил в Нижегородский Хаббард-колледж своих подчиненных и вроде бы сам прошел обучение. Сам Сергей Владиленович ни разу в печати комментариев на этот счет не давал, а запрос, который мы ему направили, оставил без ответа. Почему — остается догадываться. Сбор компромата сайентологи практикуют весьма активно во всем мире, тем более что на сеансах одитинга, которые документируются, человек и сам рассказывает о себе все. А с отступниками сайентологи не церемонятся. Владимир Иванов: Буквально сегодня, 26 октября, к мне в руки попал секретный внутренний документ отдела по официальным вопросам Гуманитарного центра Хаббарда (за подписью ответственной за связи с общественностью Юлии Азбеновой), в соответствии с которым ко мне должна быть применена «технология улаживания черной пропаганды», описанная в письме Хаббарда ИП ОХС от 21 ноября 1972 года, где есть прямое указание в отношении источника несогласия или критики, каковым я и являюсь: «Помешайте или уничтожьте». Я считаю это прямым подстрекательством к убийству. Прошу считать это сообщение моим заявлением в прокуратуру.

Обратная пирамида

Кириенко не единственный, имя которого упоминают в связи с вольным или невольным содействием различным деструктивным культам. Так, секретарь Совета безопасности Олег Лобов с 1991-го по 1993 год занимал должность президента Российско-японского университета — организации, через которую фактически в Россию и просочилась секта «Аум синрике». Один из членов «Аум синрике» во время допроса дал показания, что Лобов получил взятку от Асахары в размере $118 тыс. Александр Руцкой во время одного из своих интервью тоже прямо обвинял Лобова в защите интересов японской секты в России. Впрочем, имя Руцкого, как и Лужкова, также связывают с деятельностью «Аум синрике» в России. Можно вспомнить и то, как в 90-м году Сан Мен Мун, глава церкви объединения, побывал в России по приглашению Горбачева на положении государственного гостя. Дела у мунитов в России шли довольно споро, впрочем, коммерческого успеха это религиозное объединение здесь не имело. Лев Семенов, диакон РПЦ, сотрудник Информационно-аналитического центра Марка Ефесского (Тверь), в прошлом заместитель председателя совета церкви объединения в России: В ноябре 92-го при поддержке Минобразования в Крыму состоялся всероссийский семинар учителей, где им представили мунитский курс «Мой мир и я» для преподавания в школе. В середине 90-х муниты хотели вложить в свой бизнес в России $500 тыс., велись какие-то переговоры о покупке «Русского видео», были контакты с Гусинским, но каких-то особых успехов в бизнесе муниты так и не достигли, может быть, потому, что как раз тогда у самого Муна, состояние которого на тот момент оценивалось в миллиард долларов (Муну, помимо всего прочего, принадлежит завод по производству знаменитых автоматов Thompson. — «Деньги»), возникли определенные финансовые проблемы. Сегодня последователи Муна зарабатывают попрошайничеством, продавая открытки и футболки по ценам, в десятки раз превышающим реальную их стоимость, попутно вербуя новых членов. Недавно в Санкт-Петербурге муниты открыли школу «Стерх», стоимость обучения в ней — 3 тыс. рублей в месяц.

Одним из самых агрессивных с точки зрения активности прозелитической деятельности является религиозное движение «Свидетели Иеговы». Александр Дворкин, заведующий Информационно-консультационным центром святого Иринея Лионского: Члены этой секты обязаны тратить на прозелитическую деятельность от 48 до 140 часов в месяц. Бизнес-схема этой организации уникальна: это своего рода обратная пирамида. Издания «Свидетелей Иеговы» — «Пробудитесь» и «Сторожевая башня», мировой тираж каждого из которых превышает 20 млн. экземпляров в месяц, распространяются членами секты бесплатно, однако сами члены как бы выкупают их в своих региональных филиалах. Екатерина Семенова, член комитета по спасению молодежи от деструктивных культов (имя изменено): Журналы выкупаются по $1,5—2 за экземпляр. Количество «Свидетелей Иеговы» в России ежегодно возрастает примерно на 15%, новые члены обязаны выкупать и распространять журналы и литературу, соответственно растут и доходы. На 1998 год в России было около 100 тыс. «возвещателей», то есть активных членов, которые и занимаются прозелитической деятельностью и еще 100 тыс. «приглашенных» — кандидатов в «возвещатели». По их собственным отчетам, «возвещатели» в среднем распространяют не менее 50 журналов в месяц, а это $90 млн. в год! То есть их доходы даже превышают доходы сайентологов. «Свидетели» — одна из самых богатых сект в мире. В Бруклине им принадлежат десятки небоскребов, не случайно во многих странах Европы «Свидетелей» теперь считают не религиозной, а коммерческой организацией. Например, в 1999 году во Франции их обязали заплатить налоги за несколько лет работы — $50 млн.

Но самой массовой сектой России (количество адептов уже превысило 200 тыс.) является «Движение веры» — «Теософия успеха». Видели в фильмах разгоряченного проповедника на сцене, неиствующую толпу, выкрикивающую «Я люблю тебя, Иисус», «Аллилуйя»? Это именно они. На таких собраниях люди за обещание исполнения всех желаний расстаются со всем, что есть в кошельках, а доходы секты (она распространена в Сибири), по разным данным, достигают $100 млн. в год.

Всем остальным религиозным объединениям до «Свидетелей Иеговы», сайентологов и «Движения веры», если говорить о доходах, пока далеко. Более того, некоторые вроде бы пока и не зарабатывают здесь сколько-нибудь серьезных денег. Многие религиозные организации, проникшие в Россию (их перечисление могло бы занять целую страницу; особо отметим наиболее богатые: церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны, около 12 тыс.), церковь Христа (5 — 7 тыс.), Всемирная церковь бога, «Культ Бхагавана Шри Раджниша»), — пока занимаются лишь агрессивной прозелитической деятельностью, то есть вкладывают деньги в Россию в расчете на будущие доходы (более подробно о существующих в России сектах см. на http://iriney.vinchi.ru, www.people.nnov.ru/volkov/descult). Например, в Новосибирске скандально известная секта «Семья» («Дети Бога») успешно пропагандирует свои идеи через Project Aid Siberia (PAS), организацию, управляемую дочерью основателя «Семьи» Дэвида Берга. PAS является посредником по распределению помощи, направляемой международными гуманитарными программами из-за рубежа в Россию: с 1992 года через PAS в Россию пришли тысячи тонн продуктов и медикаментов примерно на $1 млн. Деятельность можно было бы назвать благородной, если бы не «довесок» в виде «Семьи», которая, «пользуясь случаем», распространяет свои идеи параллельно с гуманитарной помощью. Еще любопытный факт — член совета директоров PAS Эрик Шорген является владельцем крупнейшей в Новосибирске сети быстрого питания New York Pizza.

Бизнес самой успешной и американизированной неоиндуистской группы в мире «Трансцендентальная медитация», основанной Махариши Махеш Йоги (помните «летающих йогов»?), также находится в стадии становления. Пока в России действует лишь один филиал Международного университета Махариши — в Набережных Челнах. Здание еще одного филиала сейчас строится в Казани. Но пока эта группа зарабатывает деньги на другом — на выпечке печенья и кексов. Предприятие — ЗАО «Махариши продактс» — находится в Фрязине, в Подмосковье.

Обезьяна на палке

Общество сознания Кришны, о богатстве которого ходят легенды, также пока не имеет в России серьезного бизнеса (кстати, индуисты традиционных деноминаций относятся к этой организации весьма прохладно)о всем мире кришнаиты открыто практикуют в основном один способ заработка — закамуфлированное попрошайничество. На Западе «400 сравнительно честных способов отнятия денег у населения», широко используемых кришнаитами, давно стали притчей во языцех. Например, кришнаит подходил на улице к человеку и просил разменять ему 20 долларов по одной купюре на 20-долларовую купюру. Когда человек протягивал ему эту купюру, кришнаит пояснял, что эти деньги они собирают на благотворительность, например в Фонд помощи бездомным детям, и протягивал 18 долларов со словами: «Можно я оставлю 2 доллара для детей?». Как правило, люди соглашались. Или еще метод. Из микроавтобуса перед прохожим выскакивали девушка с микрофоном и оператор с камерой и говорили: вы, дескать, в прямом эфире, сколько вы могли бы пожертвовать на благотворительность? Это работало безотказно. Но после того как многие высшие руководители филиалов Общества сознания Кришны были осуждены за торговлю оружием, наркотиками, грабежи, сбыт краденого, вымогательство, избиения и изнасилования (в том числе малолетних), с середины 90-х филиалы этого общества получили указание временно снизить активность (подлинные факты криминальной деятельности руководителей Общества сознания Кришны приведены в книге Джона Хабнера и Линдсея Грусона «Обезьяна на палке», изданной в 1988 году в США). В России (где кришнаитов, по разным оценкам, от 30 тыс. до 100 тыс.) они в основном выманивают деньги, «даря» «Бхагавад-гиту». Когда человек принимает подарок, просят пожертвовать на благотворительные цели сумму, которая, естественно, превышает стоимость подарка.

Есть в России и последователи Шри Чинмоя, основателя церкви Шри Чинмоя — ее центры действуют более чем в ста российских городах, зарабатывают распространением кассет с музыкой Чинмоя Недавно открылось предприятие по выпуску спортивной одежды с символикой движения, в Волгограде секте принадлежит кафе в парке Победы.

Многие религиозные учения (например, кундалини-йога) пропагандируются в России под флагом лечения наркомании (ежегодный оборот рынка антинаркотических услуг в России оценивается в $100 млн., см об этом «Деньги» № 29 от 26 июля 2000 года).

Вот еще пара примеров того, как зарабатывают работники отечественных культов, существующих в России уже не первый год. Центр державной Божьей Матери (около 4 тыс. адептов) имеет собственное издательство и несколько предприятий, кроме того, адепты Богородичного центра часто просят в метро милостыню под видом православных монахов. Церковь последнего завета (церковь Виссариона, около 10 тыс. адептов) вербует новых членов для переезда в Красноярский край, где строится так называемый город Солнца. Новообращенные продают все имущество, поэтому свою прозелитическую деятельность последователи Виссариона ведут в основном в крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Рига, Киев, Алма-Ата), где недвижимость стоит достаточно дорого.

Подробно на религиозных учениях, объединенных под названием «Нью эйдж» (спиритизм, теософия и прочий современный оккультизм; термины «аура», «третий глаз», «эпоха Водолея», «экстрасенсорика», «космическая энергия» — это все оттуда), основы которых заложила наша соотечественница Елена Блаватская в конце позапрошлого века, равно как и на бизнесе различных гадалок и ведьм, можно было бы специально не останавливаться По той причине, что рынок соответствующих услуг подробно описан в «Деньгах» № 44 за 8 ноября 2000 года (напомним только, что московский рынок различных оккультных услуг эксперты тогда оценивали в $80 млн. в год. См. Шабашники высшего разряда). С тех пор в поле зрения появилось еще несколько любопытных примеров.

Во-первых, известная Школа быстрого чтения Олега Андреева тоже некоторым образом попадает в эту «номинацию». Ведь помимо собственно быстрого чтения Андреев преподает «тренировку ясного сознания», «управление сном, развитие ясновидения, телепатии, интуиции и сверхчувственного восприятия, космического сознания» — «Нью эйнж» в чистом виде Каждый месяц обучение в школе проходят около 600 человек, стоимость очного обучения — 1350-1600 рублей за 16 часов.

А во-вторых, движение «Анастасия». Оно является, пожалуй, самым интересным примером в этой связи, поскольку ее создатель Владимир Мегрэ (настоящая фамилия Пузаков) специально или неосознанно воспользовался советом Хаббарда и создал свой культ — культ Анастасии. Владимир Мегрэ написал серию книг о лесной жительнице, почти богине по имени Анастасия (которая вроде бы существует на самом деле), в которой изложено типичное нью-эйджевское религиозное учение. Согласно книге, Анастасия происходит из рода, который в течение тысячелетий живет отдельно от всего остального человечества, лишь иногда вступая в контакт с людьми. Итак, Анастасия хранит память тысячелетий, унаследованную от далеких предков, а ее «прамамочку» почему-то зовут Лилит (Лилит — злой дух в иудейской демонологии, по некоторым легендам — первая жена Адама). Книга стала пользоваться бешеной популярностью, ее суммарный тираж составил 6 млн. экземпляров, а значит, появился огромный рынок сбыта товаров, которые рекомендует Анастасия. А именно всего, что связано с кедром. Поклонение кедру вообще является важным компонентом вероучения, созданного Мегрэ: он-де служит накопителем космической энергии, которая, в свою очередь, есть «светлое человеческое излучение, полученное и возвращенное космосом». Все это касается кедровых шишек, саженцев, мебели и других изделий из кедра, кедрового масла, разных настоев на основе сибирских дикороссов. Можно купить и кассеты с фильмами «По следу Мегрэ». Все эти товары и услуги предоставляют десятки коммерческих фирм по всей России. Неплохо продаются также экскурсии в районе Геленджика — к дольменам, о которых «рассказывала Анастасия». Геленджик за последние три года посетили около 150 тыс. поклонников творчества Мегрэ.

Поле битвы — Земля

Проблема с навязчивыми религиозными объединениями существует, конечно, не только в России. Более того, именно в последнее десятилетие она встала очень остро перед всей Европой. Под впечатлением массовых жертв Ордена солнечного храма в 1994-1995 годах, газовой атаки «Аум синрике» в токийском метро и массового самоубийства членов секты «Небесные врата» в Лос-Анджелесе в 1999 году Франция, Германия, Бельгия и Испания ужесточили законодательство. В ответ на парламентские отчеты об опасности сект, практикующих контролирование сознания и эксплуатацию своих последователей, по всей Европе стали создаваться официальные организации, отслеживающие распространение тоталитарных сект. Самую жесткую позицию заняла Франция. В 1996 году там был принят закон о защите граждан, подверженных психологическому насилию. Правительство Лионеля Жоспена создало межминистерскую миссию по борьбе против сект. А 31 марта 2001 года депутаты французского национального собрания почти единогласно приняли закон, позволяющий судам немедленно распускать любое сектантское движение, если его участники будут признаны виновными в мошенничестве, злоупотреблении доверием, нелегальном врачевании, распространении вводящей в заблуждение рекламы и сексуальном насилии. Сектам также будет запрещено открывать миссии или вербовать новых членов возле школ, больниц, домов престарелых, а в случае запрета секты регистрировать ее под другим названием. В этом же законе прямо названы более 170 движений квазирелигиозного свойства, существующих во Франции, представляющих опасность для общества.

11 декабря 1996 года Госдума России также обозначила свою позицию, приняв постановление «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России». Однако ни один его пункт реализован не был.

Неожиданный удар по антисектантскому движению был нанесен из США, откуда происходят (или базируются) около 90% тоталитарных культов, существующих ныне в мире (в Европу и Россию оттуда пришли психотренинги личностного роста и системы сетевых продаж). Еще в январе 1997 года Вашингтон официально осудил меры, принимаемые против сайентологии в Германии. Через несколько дней правительственное Бюро за демократию, права человека и труд (связанное с американской разведкой) опубликовало отчет о правах человека, где Германия была подвержена резким нападкам. Удары по Европе сыпались один за другим, причем в деятельности бесчисленных комиссий, создаваемых США, принимали участие сами представители различных тоталитарных культов. Любопытных фактов немало. Например, когда французское Национальное собрание проводило коллоквиум о методах психологического манипулирования сознанием, американское посольство, хоть и не было приглашено, направило на него двоих своих сотрудников вместе с высокопоставленным французским сайентологом. Сопоставив все данные, известный французский журналист Бруно Фушеро (автор популярной книги «Сектантская мафия») в своей статье, опубликованной в июне 2001 года в журнале Monde diplomatique, делает вывод о том, что американское правительство, тесно связанное с сектантскими лоббирующими структурами, пытается с их помощью навязать остальным странам американские ценности через процесс глобализации. «Внедрение стратегии глобальной доминации, — пишет Фушеро,— началось в 80-х годах, при Рейгане. Сейчас эта борьба достигла критической точки: мы говорим об усилиях по глобализации юридических систем — попытку окончательно завершить глобализацию мирового рынка». С выводами французского журналиста согласны многие российские эксперты. Ростислав Прокопишин, научный сотрудник Института психологии РАН: Традиционные религии, которые по понятным историческим причинам просто отсутствуют в США, действительно являются мощным цементирующим фактором, препятствующим навязываемому США процессу глобализации. Не секрет, что различные культы являются одним из инструментов отстаивания США своих геополитических интересов. В 80-х годах в Америке отбирались наиболее активные культы, которые могли бы стать одним из орудий развала СССР. То, что мы наблюдаем сегодня, и не только в России, но и в Европе, возможно, является результатом заранее продуманной стратегии.

Странное совпадение: в России, так же как и в Европе, ситуация стала накаляться в 1996 году. Только в конце 1996 года, то есть почти через два года после издания отделом религиозного образования РПЦ брошюры Александра Дворкина «Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» (1995 год) Общественный комитет защиты свободы совести, председателем которого является Глеб Якунин, подал в суд на Александра Дворкина по факту клеветы на сайентологов, мунитов, кришнаитов, мормонов, «Богородичный центр», церковь Христа, христианскую миссию «Семья», «Свидетелей Иеговы» и др. (предметом иска стала брошюра). Дворкин изложил конкретные факты из мировой практики, однако комитет Якунина, по сути, настаивал на том, что поскольку в России репутация этих организаций пока не запятнана, то и порочить их доброе имя публикацией фактов из западного опыта Дворкин не имел права. Процесс длился несколько месяцев, в итоге в иске комитету было отказано.

19 сентября 1997 года Госдума приняла федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», и страсти закипели с новой силой: Василий Сарычев, религиовед: Закон был неким компромиссом и сразу был обречен на критику. Представителей новых религиозных образований смущал тот факт, что в преамбуле была отмечена особая роль православия и выражено уважение другим традиционным религиям. Кроме того, они критиковали те ограничения, которые накладывались на права религиозных организаций, действовавших в России меньше 15 лет. Их претензии, конечно, были справедливы, ведь, например, и 15 лет назад половина религиозных общин страны не была зарегистрирована и официально никем не учитывалась. А значит, непонятно: откуда вести отчет? Впрочем, Конституционный суд в 1999 году уладил эту проблему, установив, что закон обратной силы не имеет, то есть те, кто зарегистрировался до 1997 года, не попадают под эти ограничения. В целом же скажу, что признание особой роли традиционных религий есть в большинстве светских государств Европы. Что касается испытательного 15-летнего срока, то такая практика в Европе тоже существует. В то же время представителей традиционных религий не устраивало то, что в законе не прописано определение сектыили деструктивного культа, а также не были определены механизмы защиты населения от деятельности таких культов. Закон создавался для того, чтобы его потом изменить, и вот процесс уже идет. Интересы новых религиозных объединений у нас открыто лоббирует Московская Хельсинкская группа и прочие правозащитные организации, чьи отчеты часто с удовольствием цитируют комиссии США, еще один лоббист с этой стороны — Институт религии и права. Интересы традиционных религиозных объединений лоббируют сами эти объединения...

Сарычев имеет в виду следующее. Летом этого года в «Независимой газете» неожиданно были опубликованы два альтернативных варианта концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в России. Обычно появление таких концепций свидетельствует о грядущих изменениях в законодательстве, однако, как нам удалось выяснить, никакого специального заказа на создание подобных концепций администрация президента не давала.

Одна концепция, подготовленная Институтом государственно-конфессиональных отношений и Главным управлением Минюста РФ по Москве, создана с учетом мнений представителей традиционных религий. Другая, подготовленная кафедрой религиоведения Российской академии госслужбы при президенте РФ, создана на принципах равноправия традиционных и нетрадиционных конфессий, и даже предлагается определить пути адаптации новых религиозных движений. Расстановка сил на уровне поддержания проекта с той или иной концепцией естественно, не изменилась, просто борьба стала вестись открыто, в печати. Однако процесс, похоже, вышел на новый уровень. В конце сентября верховный муфтий России Талгат Таджуддин на встрече с Путиным лично передал ему проект Минюста, сопроводив письмом, в котором попросил поддержать именно этот проект.

Но не исключено, что определенное давление оказывается и с другой стороны — просектантской. Ведь всего лишь за месяц до этого было выпущено постановление правительства «О федеральной целевой программе „Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе"», в одном из пунктов которого определяется «участие в международных акциях и программах по воспитанию толерантности, проводимых под эгидой ЮНЕСКО и других международных организаций». Напомним, что именно ЮНЕСКО (влияние США на эту организацию очень велико) объявила в свое время 1991 год годом Елены Блаватской. А 29 октября в гостинице «Космос» состоялась конференция «Толерантность в современном обществе: духовность как путь к взаимному согласию», организаторами которой стали Московская Хельсинкская группа, аппарат уполномоченного по правам человека РФ, Институт религии и права и церковь сайентологии города Москвы. Ба, знакомые все лица.

 

 

Hosted by uCoz