СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СВОДНОГО ФИНАНСОВОГО БАЛАНСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2006 ГОД И НА ПЕРИОД
ДО 2008 ГОДА

 

Москва

Апрель, 2005

 

 

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦЫ

 

 

Сценарные условия и прогноз основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации до 2008 года разработаны на вариантной основе с учетом изменения внешних и внутренних условий и факторов экономического развития. Разрабатываемые варианты предусматривают реализацию пакета инвестиционно-ориентированных налоговых новаций с 2006 года.

Вариант 1 предполагает сохранение инерционной динамики развития, характеризующейся снижением конкурентоспособности российской экономики, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате, и не предусматривает реализацию новых масштабных проектов или стратегий. По данному варианту предполагается заметное ухудшение конъюнктуры на международных рынках энергетических ресурсов, в частности, снижение цены на нефть сорта Urals в 2006 году до 28 долл./баррель и ее дальнейшая стабилизация на этом уровне. Темпы экономического роста в данном варианте замедляются в зависимости от внешних условий с 6,3% в 2005 году до 4,5-4,6% в последующие годы.

Вариант 2 ориентирует на инновационный путь развития на основе реализации пакета институциональных преобразований и важнейших стратегий развития секторов экономики с использованием механизма частно-государственного партнерства. Вариантом предусматривается выполнение намеченных социальных обязательств по удвоению за четыре года средней заработной платы работников бюджетной сферы и среднего размера пенсий. Финансирование реформ и высокоэффективных проектов требует увеличения доли государственных инвестиций в ВВП на 0,4 п.п. в 2006 году и около 0,15 п.п. в последующие годы. Предполагается, что цены на нефть Urals в этом варианте приняты на уровне 39 долларов за баррель в 2005 г., 34 доллара – в 2006 г., 33 и 33,5 долларов за баррель в последующие годы. В 2005 году ожидается рост ВВП на 6,5% и в 2007-2008 годах – на 6,1-6,2%. Повышенные темпы роста опираются на увеличение неценовой конкурентоспособности российской экономики и интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов.


 

Исходные условия (гипотезы) для формирования вариантов социально-экономического развития

 

Внешние условия прогноза социально-экономического
развития*

 

Вариант

2004

2005

2006

2007

2008

прогноз

Цена (мировая) на
нефть
Urals, долл./барр.

1-N

2-N

34,4

36

39

28

34

28

33

28,5

33,5

Экспорт нефти,
млн. т

1-N

2-N

257

281

280

286

285

291

288

294

Экспорт газа,

млрд. куб. м.

1-N

2-N

200

204

204

211

250

256

264

270

Темпы роста мировой экономики, %

 

5,1

4,3

4,4

4,2

4,3

* литера N означает сценарный вариант с учетом налоговых новаций

Ценовая конъюнктура

По данным международных агентств и организаций, специализирующихся на мониторинге и прогнозе мировых цен на нефть (КЭРА, Международный валютный фонд, Управление энергетической информации США, а также Всемирный банк), вероятный уровень мировых цен на нефть  марки Urals, с учетом тенденции приближения цен на нефть к равновесному уровню, прогнозируется в среднесрочной перспективе в диапазоне 33-40 долл. за баррель. 

В первом квартале текущего года средняя цена нефти Urals составляет около 43 долл. за барр., и при сохраняющемся перегреве рынка, наиболее реалистичной представляется гипотеза о среднегодовой цене в 2005 году в 39 долл. за баррель (вариант 2)[1]. Ожидаемое ослабление финансово-спекулятивной составляющей нефтяных цен, при гипотезе о стабилизации курса доллара к мировым валютам, формирует возможность перехода к понижательной динамике цен на нефть в 2006-2007 годах. Вместе с тем, резкое падение цены нефти ниже уровня 30 долл. представляется маловероятным.

 

В целом, объемы спроса и предложения будут практически сбалансированы (на уровне 83,5-84 млн. барр./сут.). Однако политическая и военная ситуация в регионах основной нефтедобычи предполагается нестабильной (непрекращающаяся дестабилизация обстановки в Ираке, отсутствие надежности и безопасности инфраструктуры отрасли в Кувейте, а также ситуации в Иране и Нигерии), и будет способствовать кратковременным скачкам цен для Brent до уровня 50 долл./барр. и выше.

С 2006 г. по 2007 г. наиболее вероятно постепенное снижение цен. Этот период можно охарактеризовать как период адаптации к реальным возможностям увеличения предложения в условиях высоких цен.

Темпы роста спроса на нефть при этом будут несколько ниже, чем в 2003-2004 гг. Одновременно, к 2007 г. должен начаться некоторый рост предложения со стороны ряда независимых производителей – Казахстана, Азербайджана (проект “Баку-Тбилиси-Джейхан”), России (расширение экспортных возможностей через БТС), а также со стороны ОПЕК (вследствие готовности новых мощностей в Саудовской Аравии).

В 2008 г. следует ожидать начала очередного витка роста спроса на нефть. С одной стороны, этому будут способствовать относительно невысокие цены предыдущих двух лет, а с другой – растущий спрос со стороны Китая и Индии.

 

Динамика цен на газ в страны дальнего зарубежья прогнозируется на основе динамики  цен на нефть с учетом временного лага в 5-6 месяцев, в страны СНГ – исходя из принятых в межгосударственных соглашениях уровней цен.

 

По прогнозам экспертов, рост цен на базовые цветные металлы в 2005 году будет продолжаться. Ожидается, что цены увеличатся на 2-3%. В 2006-2007 годах прогнозируется снижение цен, а с 2008 г. стабилизация и некоторый их рост. Основными факторами, способствующими росту цен в 2005 году, являются: ослабление доллара, недостаток мощностей по добыче сырья, недостаточный объем биржевых запасов и рост потребления металлов, а также спекулятивные настроения, которые всегда усиливаются в сложной международной обстановке.

Рост цен на алюминий в 2005 году ожидается, примерно, 3%. В 2006-2007 гг. возможно снижение на 5-7%, а к 2008 г. предполагается относительная их стабилизация.

Факторами, влияющими на динамику цен, являются:

– рост спроса на алюминий (особенно в США и странах Азии, прежде всего, в КНР) при медленном росте его производства;

– рост цен на глинозем. Крупные проекты по расширению мощностей по производству глинозема в Австралии, Бразилии и Китае лишь к середине 2006 г. смогут насытить рынок и устранить дефицит. До этого времени на рынке глинозема его производители будут продолжать поднимать цены;

– введение Китаем с 1 января 2005 года 5% экспортной пошлины на данный металл, что может привести к сокращению поставок алюминия на мировой рынок и к росту цен.

К числу основных факторов роста цен на медь можно отнести увеличение внутреннего потребления меди в основных странах-производителях этого металла и сокращение поставок меди на мировой рынок.

В 2005-2008 гг. в мире будет наблюдаться устойчивый рост спроса на рафинированную медь, особенно в КНР и странах Восточной Азии. Согласно исследованиям Европейского института меди,  спрос  на медь в мире  будет увеличиваться в среднем на 3% в год.

Сохранение относительно высокой хозяйственной конъюнктуры и сокращение складских запасов будут поддерживать высокие цены на медь в 2005 году (рост к уровню 2004 года около 3%). В 2006-2008 гг. ввод новых рудников и плавильных мощностей повлечет некоторое снижение цен на мировом рынке. С  2008 г. ожидается возобновление роста цен на медь в пределах 4-10%.

Динамика цен на никель в ближайшей и среднесрочной перспективе будет определяться  такими факторами, как: рост производства нержавеющей стали в Китае; и увеличение себестоимости производства.

В 2006-2007 гг. ожидается снижение цен на никель, а с 2008 г. – некоторе повышение. К факторам, оказывающим влияние на ее формирование, прежде всего можно отнести: переход некоторых производителей нержавеющей стали на более дешевый металлолом, ввод в эксплуатацию через 2-2,5 года новых крупных мощностей (рудников в Новой Каледонии и Австралии).

 

На рынке черных металлов в 2005 году  ожидается небольшое повышение цен на 3-4%  в связи с удорожанием сырья и сохраняющимся высоким спросом на многие виды стальной продукции.

В среднесрочной перспективе  существует два варианта развития ситуации на мировых металлургических рынках. Первый опирается на прогноз резкого сокращения спроса на металл со стороны Китая по мере ввода новых мощностей, что может привести к  снижению цен в 2006 году на 10-13%%. Очередной подъем, однако, начнется уже в 2007 году.  Вариант 2-N учитывает, что при продолжении роста спроса на сталь со стороны Китая, с учетом начавшегося подорожания железорудного сырья,  мировые цены могут  оставаться высокими до 2009 года.

 

Экспорт

Прогноз объемов экспорта России разработан в соответствии с существующей товарной структурой и прогнозируемыми изменениями как физических объемов отдельных товарных позиций, так и уровнем цен на мировом рынке.

С учетом этого, рост стоимостного объема экспорта топливно-энергетических ресурсов снижается с 36,6% в 2004 году до 1-3% в 2007-2008 гг. по  варианту прогноза 2-N, в соответствии с согласованным ожидаемым уровнем цен на мировом рынке, а также относительным недостатком экспортных мощностей и уменьшением ввода в эксплуатацию новых скважин. При этом учтено развитие системы трубопроводного транспорта.

 

Экспорт нефти и газа

Прогноз экспорта нефти по варианту 2-N предполагает дальнейшее умеренное повышение спроса на нефть со стороны традиционных зарубежных потребителей при сохранении ограничения экспорта со стороны транспортной инфраструктуры, а также ограничений, связанных с отставанием ресурсной базы нефтедобычи.

Во  варианте 2-N предусматривается рост объемов экспорта нефти с 257 млн. тонн в 2004 году до 294 млн. тонн в 2008 году. Экспорт нефти по варианту 1-N в 2008 году на 2,1 процента ниже экспорта нефти по варианту 2-N.

В связи с относительным недостатком экспортных мощностей темпы роста экспорта нефти снижаются с 13% в 2004 году до 1-2% в 2007-2008 гг. по обоим вариантам прогноза.

С целью создания условий для роста добычи нефти предусматривается дальнейшее развитие системы трубопроводного транспорта. Приоритетными проектами в настоящее время являются расширение Балтийской трубопроводной системы (БТС), создание нефтепроводной системы Восточная Сибирь–Тихий океан (направление Тайшет–Находка, с возможным ответвлением в Китай), Северный проект (Западная Сибирь–Баренцево море).

Однако в условиях сокращения разведочного бурения нефтяными компаниями в настоящее время и его неопределенности на прогнозный период, уменьшения ввода в эксплуатацию новых скважин, оценка добычи нефти в 2005 году по варианту 2-N может снизиться с прогнозируемого объема 485 млн.тонн до 482 млн. тонн, а экспорта -  с 281 млн. тонн до 276 млн. тонн.

Объем экспорта газа увеличится, по прогнозу, с 200 млрд. куб. м в 2004 г. до 204 млрд. куб. м в 2005 г. и возрастет к 2008 году до 264 млрд. куб. м по  варианту 1 и до 270 млрд. куб. м – по варианту 2-N.

Снижение удельного веса топливно-энергетических  товаров по варианту 2-N по сравнению с вариантом 1-N происходит более медленно: с 57,1% в 2004 г. до 53,9% в 2008 г. (в варианте 1-N – до 50,7%).

 

Экспорт металлов и изделий из них характеризуется замедлением темпов роста их физических объемов (с 18% в 2004 году до 3,5% в 2005 г.  и 1,4-2% в последующие годы) и ожидаемым снижением цен на эту продукцию на мировом рынке.

 

Рост экспорта машин и оборудования с 5% в 2005 году до 13% в 2008 году по варианту 2-N  и до 7% по варианту 1-N прогнозируется, в основном, за счет роста их физического объема.

При этом экспорт машин и оборудования по варианту 2-N предполагается в больших физических объемах по сравнению с вариантом 1-N. Доля машин и оборудования в товарной структуре экспорта по обоим вариантам возрастет с 7,8% в 2004 году до 9 % в 2008 году.

 

Внешний долг и отток капитала

Прогноз платежного баланса предусматривает досрочное погашение долга МВФ, а погашение долгов Парижскому клубу согласно графику платежей. В рассматриваемый период пиковые расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут осуществлены в 2005 году (19,4 млрд. долл.) с последующим их снижением к 2008 году до 15,2 млрд. долл. США. Это составит по варианту 2-N около 2,7% и 1,4% ВВП соответственно.

Чистый отток капитала из негосударственного сектора в 2005 году сохранится приблизительно на уровне предыдущего года и составит 7-9 млрд. долл. США. В последующие годы сокращение чистого оттока средств будет определяться ростом иностранных инвестиций, и к 2007 году возможен положительный баланс притока оттока частного капитала. В этих условиях прирост валютных резервов составит в 2005 г. 48-50 млрд. долларов США, при снижении в 2008 году до 16-29 млрд. долларов США.

 

Внутренние условия развития

 

Внутренние условия прогноза социально-экономического развития

 

 

Вариант

2004

2005

2006

2007

2008

прогноз

Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен,%

1-N

2-N

11,7

8,5-10

7 - 7,5

7 - 8

6 - 6,5

6 -7

4 - 5

4-5,5

Индекс реального эффективного обменного курса рубля, дек/дек

1-N

104,7

108-109

98,6

101,4

100,8

2-N

103,2

102,9

102,0

Доля государственных инвестиций (консолидированный бюджет), в % к ВВП

1-N

2-N

2,8

3,0

3,0

3,4

3,0

3,55

3,0

3,7

Прирост денежной массы (М2), в %

 

35,8

28-31

22-26

20-23

17-19

Прирост  валютных резервов

(“-” – рост,  “+” – снижение), млрд.долл.

1-N

2-N

 

-45,2

 

-39-41

-48-50

-7-9

-27-30

-4 -6

-16-20

-2 -4

-16-18

Снижение инфляции и денежный спрос

На 2005 г. установлен целевой уровень инфляции – 8,5-10%, с последующим снижением до 4-5,5 % в 2008 году.

Снижение темпов инфляции будет обеспечиваться целым комплексом факторов: замедлением темпов роста предложения денег, сдерживающей тарифной политикой в сфере естественных монополий, ограничением  повышения тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (с превышением целевой инфляции по ЖКХ не более чем в 1,1-1,15 раза), развитием конкурентной среды. Кроме того, на снижение инфляции окажет воздействие и укрепление курса рубля.

В 2005 году достижение нижней границы установленного целевого уровня инфляции (8,5%) трудно реализуемо вследствие действия ряда факторов: значительного роста цен на продукцию сельского хозяйства (предложение этой продукции отстает от роста потребительского спроса), роста цен на бензин, дизельное топливо, а также произошедшего в начале года резкого повышения регулируемых на региональном уровне тарифов в сфере ЖКХ и  транспорте.

В 2005 году наиболее вероятен сценарий с уровнем инфляции около 10% за год. Базовая инфляция оценивается в 7,5%. Вклад административных тарифов ЖКХ, городского транспорта в инфляцию должен быть ограничен 2,3 п.п., т.е. их прирост может составить в среднем не более 30%, что обеспечит более полное возмещение стоимости услуг ЖКХ (примерно на 80-82 процента).

Второй сценарий предусматривает существенный рост расходов на государственные инвестиции. Однако лишь незначительная часть расходов инвестиционного характера будет трансформироваться в увеличение доходов населения, что ограничит их инфляционный эффект.

С другой стороны, государственные инвестиции и финансирование реформ должны  повысить эффективность экономики и темпы роста предложения, и тем самым, способствовать снижению темпов инфляции.

В результате, по оценке,  указанный рост государственных расходов добавляет лишь от 0,2 до 0,4 процентных пункта в инфляцию, что является  приемлемой платой за достижении более высоких темпов роста экономики. Основные инфляционные риски связаны не столько с увеличением инвестиционных расходов, сколько с тенденцией повышения тарифов населению за услуги ЖКХ и транспорт на региональном уровне с темпом, опережающим предельный уровень роста тарифов естественных монополий, а также угрозой избыточного предложения валюты и ликвидности.

Прогнозируемое увеличение валютных резервов Банка России составит в 2005 году 48-50 млрд. долларов. В 2006 году ожидается прирост валютных резервов на 27-30 млрд. долларов. В этих условиях при сохранении профицитного бюджета темп роста денежного предложения (широкой денежной базы) может составить около 18-20% в 2005 году и понизится до 10-12% в 2008 году, что соответствует решению задачи удержания инфляции в целевых пределах.

Предполагается, что за счет повышения склонности населения к организованным сбережениям денежная масса (агрегат М2) будет возрастать опережающими темпами, по сравнению с денежным предложением (т.е. предполагается повышение денежного мультипликатора). Ожидается рост спроса на деньги (М2) на 22-26% в 2006 г. до 17-19% в 2008 году. Это соответствует повышению монетизации экономики с 26%ВВП в 2004 году до 32-34%ВВП в 2008 году. Ожидаемые масштабы избыточного предложения ликвидности могут быть стерилизованы за счет сохранения профицита федерального бюджета на уровне 1,6%ВВП в 2006 году и далее не ниже 1%ВВП.

 

Уровень регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий

На основные товары естественных монополий, оказывающих наибольшее влияние на инфляцию и экономическую динамику электроэнергию, грузовые тарифы железнодорожного транспорта темпы роста цен не будут превышать в среднем целевой уровень, установленный для соответствующих лет.

Размер повышения цен на газ в соответствии с прогнозом Правительства, представленным в Государственную Думу РФ 26 августа 2004 года, в среднем составит 11% в 2006 году, в 2007 г. – 8%, в 2008 г. – 7%, что ниже, чем в 2004 году (23%). Указанный темп прироста цен (тарифов) на газ обеспечивает формирование средней оптовой цены на газ (для потребителей, включая транспортировку магистральным трубопроводом и акциз, без НДС) на уровне 40,5-41,5 долл. США за 1000 м. куб в 2006 году. Данный уровень цен в целом соответствует задачам государства в части доведения цен на газ до уровня межтопливной конкуренции, создания мотивации для ресурсосбережения у потребителей, снижения энергоемкости российской энергетики и стимулирования развития «независимых» производителей газа.[2] При этом установленные тарифы в наибольшей степени соответствуют целевому коридору инфляции.

Повышение тарифов для населения в прогнозном периоде будет несколько выше, чем для промышленных потребителей.

 

 

Динамика обменного курса рубля

В 2005 г. на динамику обменного курса по-прежнему будет сильно воздействовать значительное положительное сальдо торгового баланса. Номинальные значения курса доллара в течение года будут колебаться в интервале 27-28 рублей за доллар с приближением к концу года к отметке 27 рублей за доллар. Реальное эффективное укрепление рубля будет определяться, прежде всего, ростом внутренних цен и составит в 2005 году около 8-9 процентов.

В последующие годы снижение инфляции и профицита счета текущих операций замедлят рост реального укрепления курса рубля, которое не превысит в 2007-2008 гг. 3 процентов. В условиях варианта 1-N снижение экспортных доходов в 2006 г. приведет к остановке процесса реального укрепления рубля, и в 2007-2008 гг. реальный рост курса рубля не превысит 1,5 процентов.

 

Снижение энергоемкости производства

Инновационно-ориентированный  вариант 2-N предполагает снижение энергоемкости ВВП с 95,3% в 2004 г. по отношению к 2003 г,  до 80,7% в 2008 г.; по варианту 1-N энергоемкость ВВП снизится до 83,8%. Обеспечение целевых уровней снижения энергоемкости будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции  и преодолению недостаточного для внутреннего рынка предложения сырьевых и энергетических ресурсов, которое потенциально может усилиться в условиях ускоренного развития.

 

Налоговые условия в вариантах остаются неизменными и предполагают реализацию с 2006 года инвестиционно ориентированных налоговых новаций (кроме вариантов  без литеры N). Эффект от реализации возможного набора налоговых новаций в 2006-2008 гг. излагается в заключительном разделе документа.

 

Общий рост инвестиций в 2006-2008 годах прогнозируется темпами около 10% в год. В 2006 г. рост инвестиций составит 11 % благодаря направлению на инвестиции части средств, оставляемых у предприятий в результате осуществления налоговых новаций с 2006 года. Кроме того, решение о реализации стратегий и участии государства в их финансировании является сигналом для частных инвесторов и положительно влияет на инвестиционный климат, что будет способствовать также приросту как отечественных, так и прямых иностранных инвестиций.

Темпы роста инвестиций  обосновываются исходя из спроса на инвестиции, а также прогноза источников финансирования инвестиций. Предполагается, что:

- доля прибыли, направляемая на инвестиции, по мере снижения налогов и улучшения инвестиционного климата, будет постепенно возрастать с 16,5% в 2004 г. до 17,5% в 2008 г.;

- доля амортизации, направляемой на инвестиции, сохранит возрастающую тенденцию с 47,4% в 2003 г. и 55,3% в 2004 г. до 63,5% в 2008г.;  

- сохранится также повышающаяся тенденция доли привлекаемых кредитов банков в общем объеме инвестиций с 6,4% в 2003 г. и 7,3% в 2004 г. до 10,2% в 2008 г.;

- продолжится рост доли заемных средств других организаций с 7% в 2004 г. до 8,1% в 2008 году.

Государственные инвестиции:

Вариант 2-N предусматривает реализацию основных стратегий развития и реформ,  что потребует увеличения доли государственных инвестиций в основной капитал с 2,8% ВВП в 2004 г. до 3,7% ВВП в 2008 году. Вариант 1-N предполагает стабилизацию в 2005-2008 гг. доли государственных инвестиций на уровне 3% ВВП.

Прямые иностранные инвестиции

Присвоение России инвестиционного рейтинга  тремя  ведущими рейтинговыми агентствами является мощным стимулом для прихода в страну наиболее консервативных инвестиционных фондов с портфельными инвестициями. Ожидаемое вступление России в ВТО должно оказать значительное позитивное влияние уже на стратегических, а не портфельных инвесторов и увеличить приток  прямых инвестиций. Учитывая существующие лаги в принятие инвестиционных решений основной приток прямых инвестиций следует ожидать в 2006-2007 годах и уровень относительно ВВП может повысится с 1,5% в 2004 году до примерно 1,8% ВВП в 2008 году. Несмотря на увеличение прямых инвестиций в долларовом выражении за четыре года  более чем вдвое, их относительный уровень по прежнему значительно уступает параметрам стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

 

Демографическая ситуация и политика доходов

Демографическое развитие страны становится серьезным барьером экономического роста.  Начиная с 2006 года, страна вступает в период абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. Если в 2006 г. указанная численность сократится на 30 тыс. человек, то в 2007 г. – уже на 370 тыс., а в 2008г. – на 538 тыс. человек. В условиях намечаемого существенного сокращения численности трудовых ресурсов одним из важнейших факторов формирования трудового потенциала и его размещения по территории страны становится миграция населения. Согласно прогнозным оценкам Росстата, миграционный положительный приток населения в страну  увеличится с 39 тыс. человек в 2004 г. до 272,3 тыс. человек в 2008 году. Этот оптимистичный прогноз миграции невозможен без кардинального реформирования миграционной политики, так как при сложившихся тенденциях сальдо миграции становится нулевым (или отрицательным) уже в 2005 году.

Второй сценарий экономического роста характеризуется активной политикой доходов, ориентированной на удвоение в 2004-2008 годах заработной платы работников бюджетной сферы и трудовых пенсий.

В 2005 г. предусматривается повысить МРОТ  дважды – до 720 рублей с 1 января и до 800 рублей с 1 сентября. С 1 мая 2006 г. МРОТ предполагается увеличить до 1100 рублей. В целом, среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы за 2005-2008 гг. возрастет в 2 раза.

Одновременно к 2008 г. предусматривается увеличение среднего размера трудовой пенсии в 2 раза по отношению к 2004 г., включая ее повышение с 1 марта 2005 г. на 240 рублей. Кроме того, в 2005 г. будут повышены размеры стипендий (в т.ч. курсантам военных училищ) с 1 апреля  на 100 рублей и с 1 сентября на 100 рублей, с 1 марта 2005 г. уже произошло увеличение на 20% денежного довольствия военнослужащих.

 

 

 

Результаты сценарных расчетов

 

Все варианты прогноза социально-экономического развития предполагают повышение качества экономического роста, определяющегося в большей степени ростом внутреннего спроса на основе увеличения инвестиций и роста конечного потребления домашних хозяйств.

 

Основные социально - экономические показатели (темп роста, %)

 

Вариант

2004

2005

2006

2007-2008

ВВП

2-N

7,1

6,5

5,9

6,15

1-N

6,3

4,6

4, 5

Промышленность

2-N

6,1

5,2

5,5

5,55

1-N

5,1

4,1

4,15

Инвестиции

2-N

10,9

10,0

11,0

9,65

1-N

9,5

7,4

6,8

Розничный товарооборот

2-N

12,1

10,2

8,4

7,85

1-N

9,6

6,8

6,7

Реальные денежные доходы населения

2-N

8,2

9,0

8,9

8,75

1-N

9,0

7,2

7,05

Экспорт*

2-N

35,0

16,1

-4,3

4,1

1-N

11,6

-12,2

4,6

Импорт*

2-N

26,6

21,5

15,0

13,1

1-N

21,5

8,9

10,0

 (*)-номинальный темп роста в долл. США

 

Конечный спрос

Вклад внешнего спроса в прирост ВВП по всем вариантам в 2005-2008 гг. значительно сокращается. Это связано с замедлением  роста экспорта товаров и услуг с 13,1% в 2004 г. до 3,4% в 2008 г. по варианту 1-N и до 4% по варианту 2-N. Поэтому в структуре использования ВВП доля чистого экспорта товаров и услуг по  варианту 2-N составит в 2008 году  2,9 % против 11,3% в 2005 году.

Внутренний спрос в прогнозном периоде становится более инвестиционно-ориентированным по сравнению с предыдущими годами. В структуре внутреннего спроса доля валового накопления основного капитала увеличится с 24,5% в 2004 г. до 27,5% в 2008 г. (вариант 2-N) при снижении доли потребительских расходов по всем вариантам.

Опережающий рост инвестиционных расходов определит изменение структуры импортируемой продукции. Доля инвестиционных товаров в структуре импорта по варианту 2-N возрастет с 26,2% в 2004 г. до 31,5% в 2008 году.

Внутренний спрос по-прежнему будет во многом ориентирован на импорт, рост которого хотя и будет замедляться, но при этом будет опережать рост внутреннего производства. В то же время доля импорта в структуре ВВП будет снижаться с 22,5% в 2004 г. до 21,2% в 2008 г., прежде всего за счет укрепления реального обменного курса рубля.

 

Производство и структурные сдвиги

Структурные сдвиги в производстве ВВП во многом будут связаны с реализацией отраслевых стратегий развития, и более интенсивно будут происходить в условиях варианта 2-N.

Будет происходить диверсификация структуры производства промышленной продукции. Доля обрабатывающих отраслей возрастет с 51% в 2004 г. до 53-55% (соответственно по вариантам 1-N и 2-N) в 2008 году. С ростом спроса на продукцию отраслей промышленности, производящих продукцию конечного потребления, возрастет и доля инвестиций в эти отрасли (с 7,3% в 2004 г. до 8,5% в 2008 г.).

Доля добывающих отраслей в совокупном выпуске промышленности сократится с 49% в 2004 г. до 47 и 45% (соответственно по вариантам) в 2008 году. В связи со снижением внешнего спроса на продукцию этих отраслей доля инвестиций в добывающие отрасли снизится    22,1% в 2004 г. до  18,9% в 2008 году).

Индекс промышленного производства прогнозируется в 2005 г. на уровне 5,2% с последующим ростом в 2008 г. до 5,6%. Некоторое замедление его роста по сравнению с 2004 г. связано в основном с замедлением роста физического объема экспорта, влияние которого не компенсируется расширением внутреннего спроса в этот период.

В результате темп роста экспортно-ориентированных отраслей сократится с 5,8% в 2004 г. до 2,3-3,2% в 2008 г., что связано в первую очередь с сокращением темпов роста экспорта энергетических отраслей и металлургии. В то же время экспорт машин и оборудования будет возрастать значительными темпами, которые в среднем составят в прогнозном периоде 2005-2008 гг. около 9 процентов. 

Темп роста отраслей, ориентированных на внутренний рынок, повысится с 5,7% до 7,1% соответственно.

Отрасль «связь» будет развиваться опережающими темпами под воздействием реализации стратегии развития, ее доля в структуре ВВП увеличится с 1,8% в 2004 г. до 3,2% в 2008 году.

Под воздействием инвестиционного спроса в структуре произведенного ВВП также увеличится доля отрасли «строительство»  с 6,4 до 7,8 процента. 

 

Инвестиции в основной капитал

Среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал по варианту 2-N прогнозируются на 3-4,5% больше, чем по варианту 1-N. Это обусловлено как более высокими объемами государственных инвестиций, направляемых на реализацию отраслевых стратегий развития и эффективных инвестиционных проектов, так и большей потребностью в инвестициях в целом по экономике.

Среди секторов экономики доля промышленности в инвестициях по первому варианту сохраняется на уровне 41% (уровень 2004 года), в то время как по второму варианту, направленному на диверсификацию экономики, эта доля постепенно сокращается до 38,5% к 2008 году. На этом фоне в общем объеме инвестиций в промышленность увеличивается доля высокотехнологичного и инновационного сектора -  с 10,7% в 2004 году до 14% в 2008 году.

 В отраслевой структуре инвестиций в промышленность доля инвестиций в топливную промышленность по варианту 2-N снижается с 47% в 2004 г. до 40,7% в 2008 г., а по варианту 1-N сохраняется на уровне 2004 года в течение всего прогнозного периода. Доля инвестиций в машиностроение по второму варианту увеличивается с 8,2% в 2004 г. до 12% в 2008 г., что на 2,8 п.п. больше, чем по первому варианту. В черной металлургии ожидается замедление темпов роста инвестиций, что связано с их бурным ростом (практически в 2 раза) в 2004 г., а в пищевой и нефтедобывающей отраслях, несмотря на спад инвестиционной активности в 2004 г., предполагается прирост инвестиций в среднем на 11% ежегодно. Если в пищевой промышленности это связано, в основном, с приростом основных фондов для удовлетворения внутреннего спроса на продукцию отрасли, то в нефтедобыче не столько с приростом, сколько с необходимостью компенсации выбывающих мощностей и падением дебита действующих скважин.

 

Структура инвестиций в основной капитал

по отраслям экономики (вариант 2-N)

 

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

ТЭК

26,0

24,2

22,3

21,1

20,5

20,0

Отрасли, производящие сырье и материалы

8,9

9,2

9,4

9,6

9,8

10,0

Отрасли, производящие продукцию конечного потребления

7,4

7,3

7,4

7,6

7,8

8,0

Транспорт

17

15,9

14,8

13,7

13,4

13,0

Связь

5,4

7,3

7,8

8,1

8,5

8,8

Другие отрасли

35,4

38,6

39,9

40,2

40,2

40,2

 

Проведенные расчеты показывают, что реальный рост источников инвестиций в период 2005–2008 гг. составит, в среднем, 10,2% в год по варианту 2-N и 7,7% в год по варианту 1-N. При этом прогнозируются значительные изменения в структуре источников инвестиций – она будет меняться  в сторону увеличения привлеченных средств.

 

Социальное развитие

В 2005-2008 годах сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения. В 2008 году по отношению к 2004 году денежные доходы населения в номинальном выражении  возрастут по варианту 1-N – на 81,7%, а по варианту 2-N – на 92,3%, что связано с ростом всех составляющих денежных доходов: фонда заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от предпринимательской деятельности. Динамичный рост заработной платы в среднесрочном периоде будет обусловлен позитивным воздействием снижения с 1 января 2005 года ставки ЕСН, изменением с 2006 года налогового законодательства, а также высокими доходами в экспортно-ориентированных отраслях экономики.

В целом фонд заработной платы в 2008 году по отношению к 2004 году возрастет по варианту 1-N в 1,9 раза, а по варианту 2-N - в 2,03 раза.

 

Прогнозные оценки среднемесячной заработной платы

и среднего размера трудовой пенсии

 

 

Вари-ант

2004

2005

2006

2007

2008

 2008 в % к 2004

прогноз

Номинальная среднемесячная заработная плата, рублей

1-N

6832

8452

9919

11483

12885

 

в % к пред. году

 

 

123,7

117,4

115,8

112,2

188,6

 

2-N

6832

8452

10176

11954

13693

 

в % к пред. году

 

 

123,7

120,4

117,5

114,5

200,4

 

 

 

 

 

 

 

 

в том числе в бюджетной сфере

1-N

5124

6479

7591

8658

9591

 

в % к пред. году

 

 

126,4

117,2

114,1

110,8

187,2

 

2-N

5124

6479

7812

9028

10246

 

в % к пред. году

 

 

126,4

120,6

115,6

113,5

200,0

Среднемесячный размер трудовой пенсии (среднегодовой), рублей

1-N

1945

2389

2813

3250

3646

 

в % к пред. году

 

 

122,8

117,7

115,5

112,2

187,5

 

2-N

1945

2389

2896

3405

3890

 

в % к пред. году

 

 

122,8

121,2

117,5

114,2

200,0

Соотношение среднемесячного размера трудовой пенсии и номинальной среднемесячной заработной платы, %

1-N

2-N

 

28,5

 

 

28,3

 

28,4

28,5

 28,3

 28,5

28,3

28,4

 

 

В 2005 г. и в последующие годы прогнозируется существенный рост социальных трансфертов, который, в том числе, будет обусловлен индексацией пенсионных выплат (с удвоением среднего размера трудовой пенсии за 2005-2008 гг.) и денежных компенсаций по льготам. Учитывая, что подавляющая часть социальных трансфертов (пенсии и выплаты из ФСС) формируется за счет начислений на фонд заработной платы, динамика этой части социальных трансфертов будет определяться динамикой фонда заработной платы. Общий размер социальных трансфертов за 2005-2008 гг. возрастет по варианту 1-N  на 87,7%, а по варианту 2-N – на 99,4%. В сценарии активной политики доходов (2-N) средняя пенсия в 2005-2008 годах увеличивается в 2 раза.

В условиях роста реальных доходов населения намечаются сдвиги в структуре расходов граждан. В среднесрочной перспективе существенно увеличится доля средств, направляемых на оплату услуг (с 16,6% в 2004 г. до 18,4-18,1% в 2008 г. по вариантам 2-N и 1-N соответственно) при довольно заметном сокращении доли затрат на приобретение товаров и общественное питание (с 54,5% в 2004 г. до 52,6% - 51,9% по варианту 2-N и 1-N в 2008 г.).

 

 

Вклад факторов экономической политики и улучшения инвестиционного климата в экономический рост.

 

Если не активизировать внутренние факторы развития, особенно повышения эффективности экономики и  стимулирования внутреннего спроса, то темпы роста экономики уже в 2005 г. снизятся до 6,3%. В дальнейшем, при отсутствии внедрения налоговых новаций и в случае ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры,  темп роста ВВП понизится до 4,4% в 2006 г. и 4,3-4,4 % в 2007-2008 гг.

Более высокие темпы роста в варианте инновационного развития  (вариант 2-N) по сравнению с инерционным вариантом (вариант 1-N) достигаются за счет реализации следующих условий и факторов:

во-первых, данный вариант предполагает возможность более высокого вклада внешнего фактора, возникающего вследствие как более высоких цен на нефть, так  и роста объемов экспорта нефти и газа.  Здесь возрастает значимость развития инфраструктуры экспорта энергоресурсов, а также политики государства по стимулированию экспорта продукции высоких технологий. В частности, рост цен и более интенсивный рост экспорта энергоресурсов может обеспечить около 0,6 п.п. ВВП в 2006 г. (вариант 2-N) и 0,3-0,4 п.п. в последующие годы;

 

во-вторых, за счет реализации национальных стратегий развития  и расширения участия государства в финансировании эффективных инфраструктурных проектов – 0,2 п.п. ВВП в 2006 г. и 0,3 п.п. в 2007 г., с последующим увеличением этого фактора по мере реализации стратегий развития до 0,4 п.п. ВВП;

 

в-третьих, за счет роста инвестиционной активности частных инвесторов и притока иностранных инвестиций благодаря улучшению инвестиционного климата и развития инфраструктуры в стране, что обеспечит в сравнении с консервативным  вариантом 1-N дополнительно 0,2 п.п. ВВП  в 2006 г. и 0,4 п.п. в последующие годы;

 

в-четвертых, политики государства по росту доходов в бюджетной сфере: увеличения оплаты труда занятых в этой сфере, индексации жалования военным,  роста пенсий и т.п., что  обеспечивает прирост потребительского спроса населения, эквивалентный 0,2 п.п. ВВП в 2006-2008 гг.

 

Данный перечень факторов (без реализации пакета налоговых новаций) дает следующие темпы роста экономики:

Рост ВВП за счет факторов ускорения в 2006-2008 гг.

 

 

2006

2007

2008

Темпы роста ВВП:

 

 

 

  Вариант 2 (без налоговых новаций)

5,7

6,0

6, 0

  Вариант 1 (без налоговых новаций)

4,4

4,3

4,3

          разница

1,3

1,7

1,7

  Факторы ускорения

 

 

 

     внешнеэкономический фактор

0,6

0,3

0,4

     инвестиционный фактор

0,4

0,7

0,8

           в т.ч. государственные  инвестиции

0,2

0,3

0,4

     доходы населения

0,2

0,4

0,3

     другие факторы

0,1

0,3

0,2

 

Одним из важных направлений, стимулирующих расширение инвестиционной деятельности и деловой активности, является осуществление реформ в налоговой сфере, обеспечивающих снижение налоговой нагрузки на производителей на основе введения в 2006-2007 гг. комплекса инвестиционно-ориентированных налоговых новаций.

С 2006 года предусматривается:

Первое - установление общего порядка  принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений.

Второе – осуществление мер, относящихся к налогу на прибыль организаций:

- ускоренное списание амортизации на вновь вводимые основные  средства в размере 10%;

- снятие ограничения на перенос убытков на будущее (30% к налоговой   базе);

- списание расходов на НИОКР в течение двух лет.

Реализация комплекса налоговых новаций дает следующие темпы прироста основных социально-экономических показателей:

 

Налоговый фактор ускорения роста экономики в 2005 - 2008 гг.

 

 

вариант

2004

2005

2006

2007-2008

ВВП

2

7,1

6,5

 

5,7

6,0

2-N

5,9

6,15

разница

0,2

0,15

Промышленность

2

6,1

5,2

 

5,1

5,3

2-N

5,5

5,55

разница

0,4

0,25

Инвестиции

2

10,9

10,0

 

10,0

9,35

2-N

11,0

9,65

разница

1,0

0,3

Реальные денежные доходы населения

2

8,2

9,0

 

8,7

8,6

2-N

8,9

8,9

разница

0,2

0,3

 

 

Таким образом, предлагаемый пакет новаций, в случае его реализации с 2006 года, позволяет значительно активизировать инвестиционный процесс и добавить к  росту ВВП около 0,2 процентных пункта в 2006 г. и  0,1-0,2 процентных пункта в 2007-2008 годах.

В соответствии с поручением Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, на предстоящий год и среднесрочную перспективу рассмотрен также вариант резкого снижения налоговой нагрузки на экономику, разработанный с учетом снижения ставки НДС с действующего уровня 18% (с льготной ставкой 10%) до 13%, с переходом к единой ставке (вариант 2-13).

Резкое снижение ставки НДС  дает дополнительный прирост ВВП за три года в +0,7-+0,9%, что немногим превышает эффект инвестиционно-ориентированного пакета налоговых новаций.  При этом снижение НДС оказывает  более сильное  влияние на повышение темпов роста доходов населения и потребительского спроса, чем в инвестиционном пакете. В силу сокращения стерилизационных возможностей бюджета и опасности перегрева потребительского рынка инфляционный эффект перехода к 13% ставке НДС оценивается в 2006 году в + 0,5-+0,7 добавочных пункта роста потребительских цен, и 0,3-0,5% в последующие годы. Сокращение доходов федерального бюджета  может привести к образованию дефицита не менее 1% ВВП.

 

Сводный финансовый баланс и параметры бюджета.

В 2005 году, в результате более высоких цен на нефть, а также ожидаемых более высоких темпов инфляции, доходы федерального бюджета могут превысить  показатели Закона о бюджете на 850-900 млрд. руб. и достичь  20,5-21% ВВП. Принятые обязательства по дополнительному увеличению пенсий, финансированию монетизации льгот и индексации заработной платы бюджетникам приведут к увеличению расходов бюджета в 2005 году по сравнению с Законом о бюджете  на  200 млрд. рублей. Общий уровень расходов составит 16,1%ВВП против 16,3% в Законе о бюджете.

В целом профицит бюджета повысится до 4,9% ВВП (при цене нефти Urals 39 долл. за барр.) против 1,5%ВВП по Закону о бюджете. Это позволит не только покрыть возросший дефицит Пенсионного фонда и профинансировать досрочное погашение долгов МВФ, но и увеличить Стабилизационный фонд до 1500-1600 млрд. руб. к началу 2006 года.

В 2006-2008 годах ситуация в бюджетной системе  резко изменится.

Уже принятые решения по индексации зарплат, денежного довольствия и пенсий, а также планируемый рост расходов инвестиционного характера и гособоронзаказа, ведут в 2006-2008 годах к существенному увеличению непроцентных расходов федерального и консолидированного бюджетов.  

В расчет приняты следующие обязательства.

По оплате труда в бюджетной сфере:

Увеличение оплаты труда служащих федеральной судебной системы: в 1,8 раза с 1 июля 2005 г., в 1,32 раза - с 1 июля 2006 г. и в 1,075 раза - с 1 января 2007 г.

Индексация денежного содержания федеральных государственных служащих на 2006-2008 гг., с учетом  инфляции, соответственно на 1,07; 1,06; 1,04.

Индексация фонда оплаты труда работников, оплачиваемых по Единой тарифной сетке (с учетом, что к 2008 году должно быть достигнуто удвоение оплаты их труда), на 11% с 1 сентября 2005 года,  на 37,5% с 1 мая 2006 года, на 15% с 1 мая 2007 и с 1 мая 2008 года.

Индексация оплаты труда сотрудников архивных учреждений, а также работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, с 1 сентября 2005 года на 33%, далее в соответствии с порядком индексации расходов на оплату труда работников, оплачиваемых по ЕТС.

По расходам пенсионной  системы.

Расходы на выплаты по трудовым пенсиям (без учета пенсий военнослужащим) увеличиваются в 2005 году до 500-510 млрд. рублей.

 Индексация их базовой и страховой частей, исходя из норм федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, а также удвоения размера трудовой пенсии к 2008 году, приводит к увеличивающемуся дефициту Пенсионного фонда Российской федерации и необходимости его покрытия за счет средств федерального бюджета. При этом суммы средств федерального бюджета, направляемые в Пенсионный фонд РФ, возрастают ежегодно на 160-165 млрд. рублей в 2006 году,  на 110-120 млрд. рублей – в 2007 году, на 260-270 млрд. рублей в 2008 году.

Расходы на пенсии военнослужащим растут со 110 млрд. рублей в 2005 году до 140-145 млрд. рублей в 2008 году при условии их индексации вместе с ростом потребительских цен.

Таким образом, совокупные расходы на финансирование государственного пенсионного обеспечения, пенсий военнослужащих, покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ из федерального бюджета увеличивается с 620 млрд. рублей в 2005 году (21% непроцентных расходов) до 1300 млрд. рублей в 2008 году (28%).

Расходные обязательства на единые денежные выплаты оцениваются в объеме 200,4 млрд. рублей в 2005 году. Индексация этих выплат только по инфляции ведет к увеличению данных расходов на 14-17 млрд. рублей ежегодно.

Таким образом, непроцентные расходы федерального бюджета повышаются с  14,8% ВВП в 2004 году до  15,0% в 2005 и колеблются около этого уровня (14,7-15,2% ВВП в 2006-2008 годах.

В то же время, прогнозируемое снижение цен на нефть и понижение таможенных пошлин, а также реализация  налоговых новаций ведут к уменьшению доходов федерального бюджета. При цене отсечения 27 долл. за барр. они составят о 17,6% ВВП в 2006-м году и 16,8-17,1% ВВП в 2007-2008 годах по сравнению с 21,0% ВВП в 2005 году. При установлении базовой цены на нефть марки URALS, равной 27 долл. за барр., отчисления в Стабилизационный фонд составят в 2006 году, по оценке,  370,2 млрд. рублей. В то же время сальдо источников финансирования в 2006 году составит -66 млрд. рублей. В целом профицит федерального бюджета в 2006 году оценивается в 1,6%ВВП и уменьшается в 2008 году до 1,1%ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

вариант 2-N

 

2005

2006

2007

2008

 

Закон о бюджете

оценка

прогноз

прогноз

прогноз

                                  млрд. руб.

 

 

 

 

 

Федеральный бюджет

 

 

 

 

 

Доходы

3326,0

4238,5

4037,8

4384,3

5023,9

 

 

 

 

 

 

Расходы

3047,9

3237,0

3667,6

4067,5

4692,8

 

 

 

 

 

 

Непроцентные расходы

2803,8

3007,1

3437,0

3825,9

4462,9

 

 

 

 

 

 

в т.ч. расходы инвестиционного характера

399,0

399,0

637,9

767,3

906,3

 

 

 

 

 

 

Профицит(+)/Дефицит(-)

278,1

1001,5

370,2

316,8

331,2

 

 

 

Недостаток ресурсов без учета Стабфонда

-242,7

-166,9

-66,0

-100,7

-30,1

% ВВП

 

Федеральный бюджет

 

 

 

 

 

 

Доходы

17,8%

21,1%

17,6%

16,8%

17,1%

 

 

 

 

 

 

Расходы

16,3%

16,1%

15,9%

15,6%

16,0%

 

 

 

 

 

 

Непроцентные расходы

15,0%

15,0%

14,9%

14,7%

15,2%

 

 

 

 

в т.ч. расходы инвестиционного характера

2,1%

2,0%

2,8%

2,9%

3,1%

 

 

 

 

 

 

Профицит(+)/Дефицит(-)

1,5%

5,0%

1,6%

1,2%

1,1%

 

 

 

Недостаток ресурсов без учета Стабфонда

-1,3%

-0,8%

-0,3%

-0,4%

-0,1%

 

 

 

 

 

 

ВВП

18720

20050

23000

26070

29300

 

 

 

 



[1]  При этом в первом сценарии допускается более резкое снижение цены нефти текущем году, и ее среднегодовой уровень оценивается в 36 долл.  за барр.

[2]  Вместе с тем, предусмотренные параметры роста цен на газ не учитывают проведенную ОАО «Газпром» переоценку основных средств с коэффициентом 1,72, которая может привести к убыточности поставок на внутренний рынок и требует дополнительной  рационализации издержек  «Газпрома».

Hosted by uCoz