Система сбалансированных показателей

 На примере промышленной компании

 

А.Гринин, ОАО «ЧТПЗ»

 

Краткое изложение методики ССП

Методика, заложенная в основу системы сбалансированных показателей очень проста. Необходимо поставить четкие цели предприятия, т.е. изложить, что необходимо достичь. Придумать показатели, которые могли бы измерить эти цели. Для контроля за каждой целью закрепляется ответственный (Рисунок 1).



Далее цели систематизируются на единой основе – стратегической карте. На стратегической карте все цели систематизированы и связаны друг с другом в 4 разделах:

1. Финансы
2. Клиенты
3. Процессы
4. Персонал.

Для того, чтобы цели и целевые показатели были достигнуты разрабатываются специальные программы – стратегические программы мероприятий (Рисунок 2).



Далее, необходимо, чтобы директора проводили периодические (ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные) совещания с целью отслеживания состояния предприятия на пути к поставленным целям, участвовали в продвижении стратегических программ. На совещаниях обсуждается степень достижения целей, показателей, стратегических программ, вносятся корректировки (Рисунок 3).



Многие предприятия вознаграждают сотрудников в зависимости от достижения запланированных показателей, таким образом, решается вопрос мотивации. Система сбалансированных показателей не является панацеей от всех бед, она является платформой, на которой возможна организация всего предприятия. Так же как и ежедневник служит целям организации одного человека для достижения целей, так и ССП служит целям организации всего предприятии и всех сотрудников для достижения целей.

Подробная информация об идеях системы сбалансированных показателей размещена в следующих статьях.

Общие сведения

На ЧТПЗ, впервые в Челябинске внедряется система сбалансированных показателей (сокращенно ССП или в английской транскрипции BSC). Невольно возникают вопросы: что такое BSC и что это дает заводу.

Система сбалансированных показателей – это новый инструмент управления предприятием. Методика построения и философия системы разработаны в 90-х годах преподавателем Гарвардской школы бизнеса и консультантом Бостонской консалтинговой группы (БКГ).

Внедрение этой системы на нескольких предприятиях, находящихся в кризисе привело к потрясающему результату - все компании, внедрившие BSC, стали лидерами в своей отрасли. Сейчас из 500 крупнейших компаний США 402 уже внедрили BSC, среди них: Mobil, Motorola, General Motors, General Electrics.

Что же такое BSC? Директорам, начальникам подразделений для управления предприятием и людьми нужна (кроме знания психологии) информация для принятия решений, т.е. нужны цифры, факты, на основе которых можно принимать решения.

Традиционно решения, затрагивающие хозяйственные вопросы, принимаются на основе цифр управленческого учета. На ЧТПЗ управленческий учет представлен системой бюджетирования и бухгалтерского учета, содержащего цифры для принятия решений и оценки эффективности хозяйственной деятельности. Во-первых, без бухгалтерского учета ЧТПЗ не может существовать (бухгалтерский учет – требование законодательства).

Во-вторых, без системы бюджетирования и оперативного учета, первого блока управленческого учета, ЧТПЗ не сможет грамотно осуществлять управление финансами и экономикой. Это требования времени, потому что без четкого планирования, учета и контроля в области финансов и экономики предприятию не выжить. Если до 90х годов финансовая информация мало кого интересовала, то с развитием рыночных отношений акцент сместился только на финансовые показатели.

С постановкой первого блока управленческого учета в области финансов и экономики ЧТПЗ успешно справился. Но управление заводом не ограничивается только экономической сферой. Существует управление продажами, управление отношений с клиентами, менеджмент персонала, производственный менеджмент, которые тоже нуждаются в получении цифр, на основе которых принимаются решения. Поэтому важность принятия верных решений приводит к необходимости иметь управленческий учет, который не ограничивается финансовыми показателями, но учитывает нефинансовые и качественные показатели других сфер.

Что такое управленческий учет? Во-первых, управленческий учет выполняет функции оперативного учета. Ценность информации находится в прямой зависимости от ее свежести, поэтому для оперативного (ежедневного) учета нужна информация, которая не успела устареть. Во-вторых, управленческий учет – это система постановки целей завода (планирования результатов его деятельности). Можно ставить цели в количественном измерении: производство 800 тысяч тонн, прибыль 600 млнуб., доля рынка 16%, текучесть 10%.

В-третьих, управленческий учет может выступать в качестве стратегического плана. Миссия ЧТПЗ – предоставлять комплексные решения для компаний топливно-энергетического комплекса. Осуществление этой главной цели приводит к необходимости достижения важнейших стратегических целей: привлечь и удержать высококвалифицированных специалистов, провести реконструкцию, повысить управляемость завода, привлечь новых клиентов и др. Каждую из этих целей можно и нужно оценить с помощью показателя, который покажет достигли мы цель или нет.

В-четвертных, управленческий учет – это мотивационная система, ведь показатели могут регулировать систему дополнительного вознаграждения (материального и нематериального). НО!!! Управленческий учет - не дубинка, когда каждого ответственного за показатель будут наказывать за невыполнения показателя. Напротив это система управления предприятием, система помогающая принимать решения.

Подобно тому, как каждый водитель видит на приборной доске показатели скорости, оборотов двигателя, наличия масла и бензина и при необходимости принимает решения, так и руководители предприятия получат полную информацию о деятельности предприятия и своевременно смогут вносить положительные коррективы для успешного достижения целей. ЧТПЗ необходима комплексная система управленческого учета. Такой комплексной системой управленческого учета является система сбалансированных показателей (BSC).