Розничная торговля в 2004 году

По материалам http://www.marketcenter.ru/

Подводя итоги прошедшего года можно отметить дальнейшее развитие розничной торговли в России. По данным Росстата, в нашей стране оборот розничной торговли по итогам 2004 года составил 5 трлн. 565,5 млрд. рублей, что на 12,1% больше по сравнению с предыдущим годом. В целом последние пять лет обороты розничной торговли стабильно увеличивались на 10 – 12% в год (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Динамика развития розничной торговли в России в последние годы (млрд. руб.).

Обороты розничной торговли в Москве в последние пять лет росли несколько менее быстрыми темпами, чем общероссийские (см. диаграмму 2). В 2004 году прирост составил только 8,3 % по сравнению с предыдущим годом и таким образом оборот розничной торговли в столице в прошлом году достиг значения в 1,4 трлн. рублей.

При этом на долю активно развивающихся в последнее время торговых сетей приходится порядка 30% от общего московского оборота и эта величина год от года постоянно увеличивается (см. диаграмму 3).

Согласно аналитическому отчету РБК, среди форматов торговых сетей, представленных в Москве, около 53% приходится на супермаркеты, 27% - на дискаунтеры, 10% - на гипермаркеты, остальные проценты - на небольшие сетевые магазины.

Диаграмма 2. Динамика развития розничной торговли в Москве в последние годы (млрд. руб.).

Диаграмма 3. Динамика роста доли сетей в обороте розничной торговли в Москве в последние годы (данные РБК).

В прошедшем году темпы роста рынка розничных сетей в России составили приблизительно 7-8%. Год охарактеризовался дальнейшим активным расширением крупных ритейлеров. Причем пути развития выбранные различными игроками рынка были разными. Одни развивались за счет продаж франшиз, другие выбрали путь слияния и поглощали менее крупные сети, третьи открывали собственные магазины. Продолжилось и активное освоение регионального рынка. Развитию розничной торговли в регионах будет посвящен следующий обзор.

 

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В РЕГИОНАХ

Российская сетевая розница считается одним из наиболее привлекательных рынков для вложения инвестиций. Однако так давно прогнозируемый массовый приход на наш рынок западных игроков пока так не состоялся. Иностранцы осторожничают и не спешат вкладывать деньги в российскую розницу. Российские же сети продолжают активно осваивать регионы.

В условиях дефицита подходящих торговых площадей в Москве и Санкт-Петербурге именно регионы имеют наибольший потенциал для дальнейшего развития. И крупнейшие игроки, такие как «Перекресток», «Пятерочка», «Рамстор», «Патэрсон» уже два года назад начали выходить на региональные рынки. И в прошлом году региональное развитие по-прежнему являлось одним из приоритетных направлений деятельности.

Обороты розничной торговли многих регионов растут гораздо более высокими темпами, чем в Москве (см. табл. 1), уровень жизни населения также увеличивается. Традиционно наиболее привлекательными регионами для развития розничной торговли считаются Поволжье, Центральный и Северо-Западный округа.

Таблица 1. Обороты розничной торговли в 2004 году по некоторым регионам.

Выход на региональные рынки, как правило, осуществляется одним из трех способов:

Каждая компания выбирает свой путь или комбинирует эти методы в зависимости от местных особенностей.

Тем не менее, нельзя сказать, что выход в регионы такая уж простая задача. В большинстве регионов активно развиваются местные сети, которые, уже имея большой вес, составляют достойную конкуренцию столичным сетям, пытающимся там обосноваться.

Тенденции, которые наблюдались в прошлом году, будут продолжаться:

 

Hosted by uCoz