РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

http://www.economy.gov.ru/wps/portal

В январе-мае 2005 г. в большинстве регионов продолжился рост основных показателей экономического и социального развития. Однако по-прежнему сохраняются достаточно высокие межрегиональные различия по доходам на душу населения, уровню заработной платы, уровню безработицы.

Индекс промышленного производства, исчисленный по видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства» и «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», в январе-мае 2005 года по сравнению с январем-маем 2004 года наиболее значительно увеличился в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (на 14.0% и 10.7%). Сократилось промышленное производство в Дальневосточном федеральном округе на 1.9 процента.

Индексы производства по видам деятельности: «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства» и «производство и распределение

электроэнергии, газа и воды» по федеральным округам Российской Федерации

в январе-мае 2005 г.

(в % к январю-маю 2004 г.)

 

По сравнению с январем-маем 2004 г. наибольший рост индекса промышленного производства наблюдался в Московской, Калининградской областях, республиках Карелия, Дагестан, г.Москве, в Ненецком, Агинском Бурятском автономных округах, Ростовской области, Кабардино-Балкарской Республике, Приморском крае.

Вместе с тем в отдельных регионах имело место падение производства. На 5 и более процентов сократился выпуск продукции производства в Карачаево-Черкесской Республике,республиках Бурятия, Северная Осетия-Алания, Саха (Якутия), Алтайском и Хабаровском краях, Тамбовской и Томской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Наибольшее снижение производства наблюдалось в Корякском автономном округе (на 22.8 процента).

Во всех федеральных округах Российской Федерации увеличился выпуск продукции обрабатывающих производств.

Во всех федеральных округах, за исключением Дальневосточного, по сравнению с январем-маем 2004 г. увеличились индексы производства по виду деятельности «добыча полезных ископаемых». В Дальневосточном федеральном округе индексы производства по данному виду деятельности сократились в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Амурской, Магаданской и Сахалинской областях, Чукотском и Корякском автономных округах.

Имел место прирост производства и распределение электроэнергии, газа и воды в январе-мае 2005 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года по всем федеральным округам.

Объем производства продукции сельского хозяйства в отчетном периоде увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года незначительно (на 0.1%). Наибольший прирост наблюдался в Южном (2,1%) и Приволжском (1.4%) федеральных округах.


В тоже время наблюдалось сокращение производства скота и птицы на убой (2.2%) и производства молока (3.5 процента).

 

 

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» в январе-мае 2005 г. составил 511.3 млрд. рублей, что на 5.3% больше значения за аналогичный период предыдущего года. За отчетный период введено 10.5 тыс. кв. м  жилья.


Рост доходов населения, расширение торгово-сервисных сетей и активизация потребительского кредитования позволили сохранить положительную динамику в развитии потребительского рынка большинства регионов.

Оборот розничной торговли по сравнению с январем-маем 2004 г. увеличился практически во всех субъектах Российской Федерации. Наибольшее его увеличение (более чем на 20%) отмечено в Республике Дагестан, Московской,  Тверской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Новосибирской, Томской и Сахалинской областях.

Снижение оборота розничной торговли имело место в Республике Ингушетия, Чукотском и Корякском автономных округах.

 

 

Объем платных услуг населению по сравнению с январем-маем 2004 г. увеличился во всех федеральных округах.

 

Среди субъектов Российской Федерации высокие темпы роста объема платных услуг населению (более 15%) отмечены во Владимирской, Курской, Тверской областях, республиках Адыгея, Дагестан, Калмыкия. Сократился объем платных услуг в 14 регионах. Среди них Архангельская, Астраханская,  Камчатская области, Республика Тыва, Приморский и Красноярский края.

Увеличению объема платных услуг населению, в определенной степени, способствовали реализация мероприятий по монетизации льгот и переход на полное возмещение населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг.

С начала года потребительские цены и тарифы выросли на 7.3%. Наибольшее увеличение наблюдалось в Южном  федеральном округе.

 

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце мая составила 1378.8 рублей в расчете на месяц, что на 1.8% выше, чем в предыдущим месяцем. По сравнению с началом года его стоимость увеличилась на 13.1%, более всего выросла стоимость минимального набора продуктов питания в Южном и Центральном федеральных округах.

 

Стоимость минимального набора продуктов питания в мае 2005 года

 

 

Федеральные округа*)

Стои-мость набора, рублей

Изменение стоимости набора к декабрю 2004г.,%

Максимальная и минимальная стоимость набора внутри федерального округа

 

Регион**)

стоимость набора,
рублей

Центральный

1406.0

113.9

г.Москва
Тамбовская область

1685.2
1141.2

Северо-Западный

1458.9

112.2

Мурманская область
Псковская область

1669.2
1295.5

Южный

1300.8

115.3

Чеченская Республика
Республика Калмыкия

1497.1
1198.5

Приволжский

1256.2

112.8

Самарская область
Чувашская Республика

1406.1
1182.7

Уральский

1425.0

112.1

Тюменская область
Курганская область

1651.8
1226.2

Сибирский

1368.8

113.3

Красноярский край
Омская область

1525.1
1211.5

Дальневосточный

1835.1

110.9

Чукотский авт.округ
Амурская область

4128.7
1498.1

*) По кругу субъектов РФ, участвующих в наблюдении за потребительскими ценами в данном федеральном округе.

**) Кроме автономных округов, входящих в состав края, области.

 

Значительные инвестиции в основной капитал в январе-апреле 2005 г. отмечались в гг. Москва и Санкт-Петербург, Московской, Вологодской, Свердловской, Кемеровской, Челябинской и Сахалинской областях, республиках Башкортостан и Татарстан, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра и Ямало-Ненецком автономном округе.

Высокая инвестиционная активность в Сахалинской области обусловлена практической реализацией проектов по добыче нефти и газа на шельфе о.Сахалин, в Еврейской автономной области – реализацией проектов федерального значения: строительство Лагар-Аульского железнодорожного тоннеля, ЛЭП-500 по транзиту электроэнергии от Бурейской ГЭС до ЕАО, Хабаровского и Приморского краев, федеральной автомобильной дороги Чита-Находка

Меньше привлечено инвестиций в Брянской, Смоленской, Владимирской, Новгородской, Псковской, Астраханской, Нижегородской, Курганской, Томской областях, республиках Тыва, Бурятия, Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае.

 

 

 

 

 

 

 

 

Постепенно повышается уровень жизни населения, о чем свидетельствует рост денежных доходов на душу населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Однако показатели уровня жизни населения в регионах существенно различаются.

 

В январе-апреле 2005 г. реальные денежные доходы населения по сравнению с соответствующим периодом 2004 года cократились примерно в четверти субъектов Российской Федерации, в том числе в Республике Калмыкия, Астраханской и Ульяновской областях, Ямало-Ненецком, Таймырском, Эвенкийском, Чукотском и Корякском автономных округах. Более чем на 10% увеличились реальные денежные доходы населения в республиках Дагестан и Ингушетия, Тверской, Оренбургской, Челябинской и Сахалинской областях.

Среднедушевые денежные доходы населения увеличились по сравнению с январем-апрелем 2004 г. во всех субъектах Российской Федерации, кроме Республики Калмыкия и Корякского автономного округа.

Однако, несмотря на общий рост денежных доходов населения в регионах страны, в Республике Ингушетия и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе они по-прежнему ниже величины прожиточного минимума. Эти регионы составляют группу регионов, среднедушевые денежные доходы населения которых позволяют приобрести менее 2-х минимальных наборов продуктов питания.

 

Доходы консолидированных бюджетов стабильно растут во всех субъектах Российской Федерации. Состав группы регионов, в основном формирующих налоговые доходы консолидированного бюджета, остается неизменным – гг. Москва и Санкт-Петербург, Московская, Самарская и Свердловская области, республики Башкортостан и Татарстан, Красноярский край, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. В 2004 году ими собрано 58.4% всех налогов и сборов, по состоянию на 1 мая 2005 г. ими собрано более 68% всех налогов и сборов, на 1 июня 2005 г. – 66.7 процента.

Оосновная доля роста доходов и профицита сосредоточена в Ханты-Мансийском автономном округе и в Тюменской области и связана с уплатой долгов НК ЮКОС.

 

Ситуация на рынке труда в значительной части субъектов Российской Федерации остается стабильной. В конце мая 2005 года, по оценке,  в органах государственной службы занятости было зарегистрировано 1882.5 тыс.  безработных, что на 4.6% меньше, чем в предыдущем месяце.

По состоянию на конец мая 2005 года по сравнению с соответствующей датой 2004 года число официально зарегистрированных безработных увеличилось во всех федеральных округах и наиболее значительно в Южном, Приволжском и Сибирском федеральных округах.

Рост численности официально зарегистрированных безработных связан в определенной степени с изменением Федерального законодательства, увеличением пособия по безработице, а также выделением субсидий на жилищно-коммунальные услуги зарегистрированным в службе занятости.

С 1 января 2005 г. в соответствии с новой редакцией Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан являются расходными обязательствами Российской Федерации, установление норм социальной поддержки безработных, разработка мер активной политики занятости населения – полномочиями федеральных органов государственной власти. В то же время средств, направляемых на эти цели из государственного бюджета, недостаточно, что является одной из основных причин роста числа безработных.

Сокращению количества безработных, кроме того, препятствует дисбаланс спроса и предложения, территориальное несоответствие имеющихся в наличии вакансий с местом жительства граждан, оставшихся без работы, а также то обстоятельство, что предлагаемая величина заработной платы, как правило, ниже прожиточного минимума.

Проблема занятости населения по-прежнему наиболее остра для регионов Южного федерального округа, где нагрузка на одну заявленную предприятиями вакансию среди не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в органах государственной службы занятости (более 4 человек), значительно превышает среднероссийское значение.

 

Hosted by uCoz