Зарубежный опыт реформирования электроэнергетики

http://www.rao-ees.ru

До начала 90-х гг. в мире господствовало мнение, что электроэнергетика всецело относится к отраслям естественных монополий. Это означало, что к ней неприменимы законы рыночной экономики, и она должна быть в руках государства: либо целиком ему принадлежать (как было в большинстве стран), либо все аспекты функционирования отрасли должны полностью регламентироваться государством. При этом, однако, приходилось мириться с тем, что многие показатели эффективности электроэнергетики были существенно ниже, чем в частном секторе экономики.

Конкурентный рынок электроэнергии появился в 1990 г. в Англии и Уэльсе, а в 1991 г. Норвегия впервые в мире установила режим неограниченной конкуренции на рынке электроэнергии.

Международный опыт реформирования электроэнергетики

На протяжении последующего десятилетия на этот путь либерализации электроэнергетической отрасли встали многие другие государства.

Таким образом, реформа электроэнергетики – одна из современных тенденций развития мировой экономики. Она возникла не случайно, а в силу стечения ряда условий, которые сложились в отрасли лишь в последние два-три десятилетия. Среди них:

Революционное развитие технологий способствует формированию конкурентного рынка электроэнергии. В силу ужесточения экологических требований и стандартов, возникла ниша для новых игроков на рынке, в том числе небольших энергетических компаний. Многие государства активно поощряют освоение так называемых альтернативных источников энергии: ветряных, приливных, небольших гидроэлектростанций, электростанций, работающих на органических отходах и т.д. Этот новый сектор отрасли заметно меняет энергобаланс (структуру источников получения энергии) некоторых стран.

Проблема энергетики многих государств - нехватка инвестиций. В первую очередь это касается стран с переходной экономикой, где сохраняется государственная монополия в электроэнергетике. Там государственные инвестиции снизились на порядок, в то время как частные инвесторы не готовы вкладывать серьезные деньги в предприятия, которые они не могут контролировать и рентабельность которых низка. В результате инвестиционный голод привел к постепенной деградации отрасли. В этих условиях либерализация электроэнергетики помогает привлечь средства частных инвесторов.

Все эти факторы в совокупности способствовали возникновению свободного рынка электроэнергии, развитию конкуренции в отрасли, как в масштабе отдельных территорий, так и в государственном, и даже в международном. Появилась возможность не только продавать энергию по свободным ценам, но и приспособить ее куплю-продажу к текущей конъюнктуре (сделать торговлю более оперативной, а ценообразование – более гибким) и значительно расширить круг участников свободного рынка, сделав его всеобъемлющим. Для этого, однако, требовалось реформировать электроэнергетику, построенную на принципах монополизма. Реформирование отрасли в разных странах сводится к определенным типичным направлениям, которые реализуются полностью или отчасти (Схему реформирования электроэнергетики России можно посмотреть здесь .

В зависимости от того, насколько радикально и последовательно проводятся эти преобразования (и проводятся ли вообще) различают несколько моделей электроэнергетики, к которым сводится строение отрасли в большинстве стран мира. Принято выделять четыре таких модели:

 

Более подробно таблицу можно увидеть, кликнув на картинке
Более подробно таблицу можно увидеть, кликнув на картинке.

Вертикально-интегрированная модель характеризуется абсолютной монополизацией отрасли: доминирует одна вертикально-интегрированная компания или холдинг, обычно подконтрольные государству. Эта модель свойственна большинству стран в дореформенный период.

Модель независимых производителей отличается от первой демонополизацией производства электроэнергии: возникают независимые друг от друга частные генерирующие компании, которые конкурируют за право поставлять оптом электроэнергию, как правило, под гарантии государства. Эта модель характеризуется весьма ограниченной конкуренцией.

Модель единого закупщика (покупателя) (т.н. монопсоническая система) заключается в том, что централизованная государственная организация закупает электроэнергию оптом у независимых производителей, а затем перепродает ее. От модели независимых производителей отличается, в частности, наличием независимых сбытовых компаний, которые приобретают энергию у единого закупщика по регулируемым государством тарифам, затем продают ее конечным потребителям по цене, как правило, ограничиваемой определенным пределом. Однако независимый от государства сбыт часто играет второстепенную роль на рынке.

Конкурентная модель предполагает радикальную демонополизацию сфер производства и сбыта электроэнергии (нередко с преобладанием частного сектора в этих сферах). Естественная монополия на некоторые виды деятельности сохраняется, но иногда государство отказывается от преобладающего контроля над активами (собственностью) естественных монополий, сохраняя лишь централизованный контроль над их функционированием.

Перечисленные модели нередко существуют не в чистом, а в смешанном виде. По этой причине модели иногда называют базовыми прототипами, на основе которых строится реальная, смешанная модель отрасли в той или иной стране. Например, при монопсонической модели в Польше, Венгрии, Италии допускаются альтернативные единому закупщику поставщики энергии, в том числе иностранные, и (в Италии) крупные независимые производители национального масштаба.

Нередко перечисленные модели отрасли являются стадиями реформирования электроэнергетики, т.е. ее переходным состоянием. Это относится к моделям независимых производителей и единого закупщика, которые применяются как этап на пути дальнейшей либерализации отрасли в таких странах как Италия, Польша, Литва, Казахстан и др.

Результатом наиболее радикальных и последовательно проведенных реформ становится конкурентная модель. Создание именно такой модели - цель реформы электроэнергетики России.

Степень "продвинутости" реформ характеризуется, помимо структурных изменений отрасли, еще и показателями рынка. Электроэнергетика может быть структурно перестроена, но конкурентный рынок при этом не развит. Поэтому важны такие показатели рынка, как степень открытости, формы и механизмы торговли. Примерами наиболее высокоразвитых служат рынки стран Скандинавии, Великобритании, Новой Зеландии и ряда других государств.

К подобным же стандартам рынка стремится Европейский Союз, законодательство которого требует полного открытия к 2007 г. национальных рынков электроэнергии большинства стран-членов этой организации. В сочетании с открытием рынков других государств, это приведет к качественному расширению международных рынков электроэнергии в ближайшее десятилетие.

Однако либерализация электроэнергетики требует учета специфических условий и проблем данной страны.

При удачном выборе "рецепта" и "дозировки" либерализации, реформы приносят ощутимые плоды в разных странах:

Конечно, либерализация электроэнергетики – не всегда единственная причина позитивных сдвигов в отрасли. Как, впрочем, верно и обратное: временные кризисы энергоснабжения (наподобие имевших место в США или Великобритании) отнюдь не являются непременным следствием внедрения конкурентных отношений в отрасли. Подтверждение тому – многолетнее и в целом поступательное развитие электроэнергетики и конкурентного рынка во многих странах мира.

 

Hosted by uCoz