ХРОНИКА РЕФОРМ В ЭНЕГРЕТИКЕ

 

http://www.rao-ees.ru

 

 Подготовительный период реформирования

В соответствии с распоряжением Правительства РФ №1072-р и решением Совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" от 27 июля 2000 г. Правление ОАО РАО "ЕЭС России" осуществило подготовительный этап преобразований энергетических компаний. Были выполнены следующие мероприятия:

Подготовка проектов преобразований региональных энергокомпаний началась осенью 2001 года. Принципы операций с активами и процедуры принятия решений по реформированию ДЗО были рассмотрены Комитетом по реформированию, и 28 сентября 2001 г. одобрены Советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России". В ноябре 2001 г. Проектный комитет ОАО РАО "ЕЭС России" приступил к рассмотрению первых проектов реформирования энергокомпаний.

Переходный период реформирования

В настоящее время электроэнергетика Российской Федерации функционирует в переходный период - происходит трансформация прежней вертикально-интегрированной модели электроэнергетики в конкурентную. В этот период должны сформироваться новые субъекты отрасли (в том числе независимые игроки будущего конкурентного рынка электроэнергии) и отработаны механизмы самого рынка. На данном этапе отрасль регулируется особым образом:

Формирование конкурентного рынка

О формировании конкурентного рынка можно посмотреть здесь

Субъекты электроэнергетики России, формируемые в процессе реформы

Сводный план-график структурных преобразований предприятий Холдинга РАО "ЕЭС России" можно посмотреть здесь

Оптовые генерирующие компании (ОГК)

Территориальные генерирующие компании (ТГК)

Региональные генерирующие компании (РГК)

В отличие от ОГК и ТГК, которые представляют собой структуры межрегионального масштаба, каждая региональная генерирующая компания создается на базе генерирующих мощностей определенного региона (АО-энерго). В РГК также могут включаться теплогенерирующие мощности и теплосети.

Отличительной чертой большинства РГК станет их зависимый характер от более крупных структур. Значительная часть РГК войдет в состав генерирующих компаний межрегионального масштаба. В этом случае РГК нередко будут лишь переходными, временными структурами, которые прекратят свое существование в качестве самостоятельных компаний при переходе ТГК и ОГК на единую акцию. Часть генерирующих активов не войдут ни в ОГК, ни в ТГК, и будут обособлены в отдельные региональные генерирующие компании. Такие РГК будут переданы под контроль особого, общероссийского Холдинга.

Инфраструктурные компании

Инфраструктуру отрасли и рынка электроэнергии образуют:

ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" создано 17 июля 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. №526 "О реформировании электроэнергетики РФ". Единственным учредителем компании выступило ОАО РАО "ЕЭС России". Доля Российской Федерации в уставном капитале Системного оператора в период реформы составляет порядка 52%, что соответствует требованию закона "Об электроэнергетике". В итоге реформирования ОАО РАО "ЕЭС России", согласно тому же закону, эта доля должна возрасти минимум до 75% плюс одна голосующая акция, что обеспечит государству квалифицированное большинство голосов в этой компании.

К 2006 г. Системный оператор будет выделен из ОАО РАО "ЕЭС России" в самостоятельную компанию, владеющую всей "вертикалью" оперативно-диспетчерского управления, включая региональные диспетчерские управления (РДУ), которые до реформы находились в собственности АО-энерго. Новая структура оперативно-диспетчерского управления практически сложилась в 2004 г.: к концу года передали функции РДУ филиалам Системного оператора почти все АО-энерго, в которых была предусмотрена подобная передача. В соответствии с правительственным "Планом мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2004 - 2005 гг.", передача и выкуп Системным оператором активов региональных диспетчерских управлений должны завершиться в 2005 г. Системный оператор осуществляет свою деятельность под контролем уполномоченного Правительством федерального органа исполнительной власти и во взаимодействии с рыночным оператором.

Федеральная сетевая компания (ФСК) и Межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК)

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526, 25 июня 2002 г. было создано ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ФСК), как 100% дочернее зависимое общество ОАО РАО "ЕЭС России". Функция ФСК - управление единой национальной электрической сетью. Уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС" составляет 127 млрд. руб. В его оплату ОАО РАО "ЕЭС России" внесло денежные средства, а также электросетевой комплекс, принадлежавший ОАО РАО "ЕЭС России", включающий 140 подстанций, линии электропередачи протяженностью более 44 тыс. км., производственные базы, системы технологического управления.

Помимо сетевых объектов, принадлежащих холдингу ОАО РАО "ЕЭС России", под контроль ФСК должны быть переданы также магистральные сети региональных энергокомпаний (АО-энерго), относящиеся (согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2001 г. №881) к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Для консолидации такого рода активов предполагалось создать Магистральные сетевые компании (МСК) и Межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК).

25 февраля 2005 года Совет директоров РАО "ЕЭС России" принял решение об изменении схемы обособления объектов Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) АО-энерго.

Совет директоров отменил пп. 2.1. и 2.2. своего решения от 15 августа 2002 г.* о технологии укрупнения и порядке образования межрегиональных сетевых компаний на базе магистральных сетей АО-энерго и утвердил новый порядок обособления объектов ЕНЭС, принадлежащих АО-энерго.

Новый порядок предусматривает:

Такой механизм обособления объектов ЕНЭС позволит быстрее достигнуть целевого состояния - внесения акций МСК в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС".

Принципиальная схема и сроки формирования ММСК

Формирование ММСК также началось на федеральном уровне. 29 декабря 2003 г. было подписано распоряжение Правительства №1939-р о создании семи межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК):

ММСК созданы в форме открытых акционерных обществ, учредителями которых выступают Российская Федерация (с долей 85%) и ОАО "ФСК ЕЭС" (15%).

К осени 2004 г. завершена оценка магистральных активов АО-энерго, передаваемых в дальнейшем в ММСК.

В феврале 2005 года Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение об изменении схемы обособления объектов Единой национальной (общероссийской) электрической сети (ЕНЭС) АО-энерго. Совет директоров частично отменил свое решение от 15 августа 2002 года о технологии укрупнения и порядке образования межрегиональных сетевых компаний на базе магистральных сетей АО-энерго и утвердил новый порядок обособления объектов ЕНЭС, принадлежащих АО-энерго. Он, в частности, предусматривает:

Конечным итогом консолидации магистральных сетей станет увеличение степени федерального контроля над передачей электроэнергии. Помимо непосредственного контроля ММСК, государство получит квалифицированное большинство голосов в ФСК: согласно "Закону об электроэнергетике, доля Российской Федерации в ФСК в период реформирования ОАО РАО "ЕЭС России" должна составлять не менее 52%, а по окончании реформы – увеличиться минимум до 75% плюс одна голосующая акция. В соответствии с законодательством, ФСК будет контролировать использование и тех магистральных активов, которые не принадлежат ей на праве собственности (например, построенных частными инвесторами). Соответственно, права владельцев таких объектов ограничиваются.

Распределительные компании (МРСК)

Основой будущей структуры распределения электроэнергии станут межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), формируемые в рамках объединенных энергосистем.

Предполагается создание пяти МРСК (их конфигурация отражена на карте-схеме). Решением Совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" №168 от 23 апреля 2004 г. одобрена конфигурация четырех из них. Решение о создании МРСК-5 (в границах объединенных энергосистем Дальнего Востока) будет принято в дальнейшем, с учетом выбора модели реформирования энергосистем Дальнего Востока.

В отличие от большинства прочих сфер отрасли, доля государственной собственности в сфере распределения электроэнергии в ходе реформы практически не изменится. В то же время управление этим сектором отрасли станет более централизованным: предполагается, что акции МРСК будут переданы в доверительное управление ОАО "ФСК ЕЭС", контролирующей также и магистральные сети.

Администратор торговой системы (АТС)

Некоммерческое партнерство "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (НП "АТС") создано 23 ноября 2001 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ № 526 от 11 июля 2001 г. "О реформировании электроэнергетики РФ". АТС выполняет функции оператора рынка.

Главной целью работы НП "АТС" является организация торгов электроэнергией и мощностью в секторе свободной торговли оптового рынка и обеспечение согласованного функционирования свободного и регулируемого его секторов. Статус, организационная форма и полномочия АТС изложены в статье 33 закона "Об электроэнергетике".

Сбытовые компании

В итоге реструктуризации электроэнергетики сбытовая деятельность будет выделена из вертикально-интегрированных компаний в отдельные структуры. Новая структура сбыта будет представлена гарантирующими поставщиками и конкурентными сбытовыми компаниями.

Трансформация сбытовых активов будет происходить в рамках базового варианта реформирования. В переходный период реформирования электроэнергетики (и некоторое время после него) сбыт, являясь потенциально конкурентным видом деятельности, будет оставаться преимущественно регулируемой государством сферой деятельности. Это обусловлено двумя основными причинами:

Однако, после реформы существующих энергокомпаний, формирование структуры сбыта продолжится, и важнейшей тенденцией станет рост доли частного сектора в сбыте электроэнергии. Это произойдет по мере сокращения государственного регулирования в этой сфере (что предусмотрено законодательством), возникновения новых специализированных сбытовых компаний, либо сбытовых подразделений в генерирующих компаниях (прежде всего ТГК).

Холдинг гарантирующих поставщиков, изолированных АО-энерго

Некоторые компании, сформированные в ходе реструктуризации и включающие потенциально конкурентные активы (виды деятельности), но по каким-либо причинам остающиеся под контролем ОАО РАО "ЕЭС России", будут объединены в особый общероссийский Холдинг. Он сформируется к 2006 г. на месте ОАО РАО "ЕЭС России" после выделения из последнего всех структур, предусмотренных концепцией реформы. В Холдинг войдут принадлежащие государству пакеты акций гарантирующих поставщиков; изолированных АО-энерго; РГК, не вошедших в состав территориальных генерирующих компаний; прочих непрофильных и сервисных активов, ранее принадлежавших ОАО РАО "ЕЭС России". Доля Холдинга в перечисленных активах составит 49-100%, а сам Холдинг будет на 52% контролироваться государством.

Ремонтные и сервисные структуры

Реформирование ремонтных и сервисных видов деятельности предполагает создание конкурентной среды в этом секторе отрасли. Для этого в ходе реформы вертикально-интегрированных энергокомпаний происходит выделение из их состава ремонтных и сервисных подразделений и снижение зависимости (аффилированности) новообразованных структур от прежних владельцев. Советом директоров ОАО РАО "ЕЭС России" приняты решения о снижении аффилированности ремонтных компаний одним из следующих способов:

Первым этапом снижения аффилированности является создание дочерними и зависимыми обществами ОАО РАО "ЕЭС России" дочерних ремонтных компаний путем учреждения на базе имущества, используемого в ремонтных видах деятельности. Решение Совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" от 27 сентября 2002 г. предусматривает реформирование ремонтных видов деятельности опережающими темпами по сравнению с реорганизацией АО-энерго. Всего проектами реформирования ремонтных видов деятельности предусмотрено создание 174 ремонтных компаний.

 

Hosted by uCoz