Предпосылки реформирования электроэнергетики
http://www.rao-ees.ru  

Начиная с 1980-х годов в электроэнергетике России начали проявляться негативные тенденции: на фоне общего спада экономики, электроэнергетика фактически становилась донором для других отраслей промышленности. В большей степени это обуславливалось макроэкономическими факторами, но важную роль сыграли и неплатежи. Отсутствие стимулов к снижению производственных затрат предприятиями отрасли, породило ценообразование на основе издержек. Другими словами, в цены (тарифы) нередко включали все фактические расходы. Недостаточная прозрачность функционирования энергетических компаний, невозможность достоверно определить ресурсы, необходимые для поддержания и развития предприятий, сдерживание тарифов регулирующими органами (электроэнергия дорожала медленнее большинства других товаров) на фоне раздутых производственных издержек привело к тому, что перед началом реформы более половины предприятий отрасли оказались убыточными.

На фоне сокращения собственных средств энергокомпаний, резко уменьшился объем инвестиций. Катастрофически не хватало средств на поддержание и модернизацию оборудования.

Даже в самых благополучных энергосистемах европейской части России износ основных производственных фондов превысил 50% и стал приближаться к значениям, при которых ремонт оборудования обходится дороже его замены.

Действующая модель электроэнергетики негативно отражалась и на развитии других секторов экономики. Нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, недооценка стоимости энергоресурсов, отсутствие стимулов к энергосбережению, привели к тому, что удельная энергоемкость экономики России (расход энергии на единицу ВВП) в 2-3 раза превысила соответствующий показатель развитых стран. Таким образом, необходимость реформирования к 2001 г. стала очевидной.

Структура электроэнергетики России на начало 2004 года

Цели и задачи реформы

Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О РЕФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Согласно этому документу к основным целям реформирования относятся: обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Стратегическая задача реформирования определена как перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. К основным задачам реформы также относятся:

С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в "Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5".

Итог реструктуризации ОАО РАО "ЕЭС России" и региональных энергокомпаний (2008 год).

Эффект реформы

для электроэнергетики

Конкурентные условия, создаваемые в ходе реформы, будут стимулировать предприятия к повышению эффективности: заставят развивать современные технологии, более эффективно использовать топливо, точнее планировать производственную деятельность и т.д.

Реформа позволит оптимизировать работу Единой энергосистемы России, повысив эффективность загрузки генерирующих мощностей. На конкурентном рынке электроэнергии будут более загружены те компании, чьи цены окажутся ниже. Определяемые в ходе конкурентных торгов объёмы продажи электроэнергии обеспечат более низкие совокупные затраты на производство, передачу и распределение энергии по сравнению с действующей системой.

В ходе реформы происходит увеличение и централизация государственного контроля над инфраструктурой электроэнергетики – передачей электроэнергии по магистральным сетям, функциями и активами оперативно-диспетчерского управления. Параллельно (в рамках развития рынка) осуществляется модернизация систем учета и контроля энергопотоков. Все это способствует повышению управляемости энергосистемы, надежности энергоснабжения.

Создание рынка повысит инвестиционную привлекательность сетевой инфраструктуры. Развитие сетевого комплекса создаст дополнительные возможности для перетоков электроэнергии, позволит увеличить их объемы. Благодаря этому расширится и усложнится география торговли электроэнергией, включая экспортно-импортные операции.

Разделение прежней монополии на отдельные компании по видам деятельности позволит консолидировать управление разрозненными активами. Это достигается, в частности, созданием операционных компаний на месте холдинговых. Подобная реструктуризация повысит управляемость новых субъектов отрасли, упростит реализацию единой стратегии, позволит консолидировать и привлекать со стороны значительные финансовые ресурсы.

для других отраслей экономики

Инвестиционная привлекательность эффективных объектов и технологий электроэнергетики будет способствовать росту оборотов не только самой электроэнергетики, но и отраслей, связанных с производством энергетического оборудования, строительством, металлургией, газовой промышленностью и др. Широкомасштабная модернизация существующих и ввод новых основных производственных фондов в электроэнергетике потребует увеличения заказов на новое, более эффективное оборудование, строительно-ремонтные, проектно-конструкторские работы. Это будет стимулировать рост инвестиций в основной капитал, как со стороны электроэнергетики, так и со стороны перечисленных отраслей. Появляются стимулы к развитию энергосберегающих технологий и схем потребления энергии, что существенно снизит энергозатраты на единицу производимой продукции.

Конкурентный рынок оказывает существенное влияние на поведение потребителей, причем не следует сводить это воздействие исключительно к ценовому давлению: в условиях развитого конкурентного рынка у потребителей появляются новые возможности оптимизации графика и стоимости потребления, компенсации рисков.

Реформа позволит решить проблему надежности электроснабжения потребителей и ликвидировать локальные дефициты электроэнергии, характерные для ряда регионов России.

Наконец, конкуренция, внедряемая в отрасли, даст возможность стабилизировать цены на электроэнергию для потребителей на приемлемом уровне, а для ряда их категорий (например, некоторых крупных промышленных предприятий) формирование конкурентного оптового рынка означает снижение расходов на электроэнергию.

 

Hosted by uCoz