ЛИЗИНГ ПЕРСОНАЛА

Профессионалы на длительный срок

Анна Рябова

http://www.ancor.ru

Что следует учесть розничной компании, решившей воспользоваться такой услугой, как лизинг персонала? Несмотря на минусы данного механизма, в числе которых специалисты называют несовершенство законодательной базы, компаниям-заказчикам чаще мешает незнание самой технологии и всех ее тонкостей, что не позволяет использовать очевидных преимуществ лизинга, которые могут сделать их бизнес рентабельным и эффективным.

Процесс, когда кадровое агентство нанимает в штат специалистов, которых потом предоставляет на время компаниям-заказчикам, называется «лизинг персонала». По окончании сотрудничества компания — провайдер выставляет заказчику счет, который включает как сумму, необходимую для выплаты зарплаты временным сотрудникам, так и комиссионные кадрового агентства. Услуги привлечения заемного персонала становятся все более популярными. Основные игроки рынка лизинга персонала компании Kelly Services, Manpower, Adecco, АНКОР отмечают повышение внимания к такого рода услугам. Так, в компании АНКОР рост данных услуг в 2004 году составил 90%, на этот год компания также запланировала увеличение в 90-100%.

Причины повышенного внимания

Руководитель департамента «Массовый подбор, лизинг и аутстаффинг» компании «Агентство Контакт» Марина Тарнопольская полагает, что рост интереса к этим видам кадровых услуг объясняется несколькими причинами. Первая — бурное развитие бизнеса. Часто компании испытывают так называемую болезнь роста, которая заключается в том, что при увеличении размера предприятия администрации все труднее сосредоточиться на своих ключевых компетенциях и параллельно приходится заниматься организационными вопросами в непривычно большом объеме, в том числе кадровым делопроизводством и расчетом зарплаты. Это отвлекает внимание менеджмента и не позволяет сконцентрироваться на основной задаче.

Вторым фактором является усиление конкуренции. Дело в том, что многим компаниям для выживания в конкурентной борьбе необходимо, с одной стороны, быть очень гибкими, сосредоточиться на своих конкурентных преимуществах, а с другой — оптимизировать свои затраты. Все это заставляет компании искать новые способы решения привычных задач, обращаясь к современным методам управления.

Третья причина — развитие сфер, где занятость носит проектный или сезонный характер или где высок процент сотрудников линейных подразделений, для которых характерен высокий уровень текучести. В этом случае циклические колебания численности персонала требуют новых подходов, поэтому одним из наиболее интересных решений может стать использование описываемых технологий.

Услуги с использованием технологий заемного труда очень распространены на рынке ритейла. Если говорить о торговых сетях, то данные услуги, по мнению старшего консультанта компании Manpower Ирины Авдониной, особенно востребованы в праздничные и выходные дни. В эти пиковые для любого магазина периоды требуется дополнительный персонал для выкладки товара, упаковки, фасовки, сортировки и т.п. С Ириной Авдониной соглашается и руководитель направления «Лизинг персонала» компании АНКОР Анна Черных. По ее словам, наемные сотрудники наиболее востребованы в периоды распродаж, открытия новых магазинов. Среди самых популярных позиций специалисты называют вспомогательный персонал — работники, отвечающие за выкладку товаров, складские рабочие, дворники. Также есть спрос на персонал для поддержки процессов по найму, для административных функций: клерки, ассистенты, секретари. Что касается таких сотрудников, как кассиры и продавцы, то есть тех, кто непосредственно взаимодействует с клиентами сети, то такие позиции менее популярны, так как требуют более глубокого понимания бизнес — процессов внутри компании-заказчика, хотя спрос на эти услуги все равно стабильно растет.

Первопроходцами по предоставлению этого вида услуг стали представительства международных рекрутинговых агентств, а их первыми клиентами — западные фирмы, имеющие в России крупные представительства и сотрудничавшие с этими же агентствами в других странах. Как известно, их кадровая политика определяется штаб-квартирой, находящейся за пределами Российской Федерации. К тому же эти услуги уже давно популярны на Западе. По данным западных исследователей, 1% трудоспособного населения США и Европы состоит в штате компаний — провайдеров, чей суммарный оборот превышает $60 млрд в год. Причем треть оборота приходится на кадровые агентства США.

Более того, заказы крупных международных компаний и обусловили появление специализированных агентств. Так, компания Adecco — крупнейший игрок на мировом рынке временного персонала — пришла в Россию вместе со своим глобальным клиентом, весь персонал которого сейчас находится в штате компании — провайдера.

Первоначально, по данным экспертов рынка, услугами лизинга персонала пользовались IKEA, «Метро Кэш энд Керри», OBI. Сегодня все чаще к этим услугам обращаются и российские компании, такие как «Мосмарт», «Перекресток», «Рамстор». Однако случается и так, что российские компании, с гордостью заявляющие о том, что являются постоянными потребителями услуг заемного персонала, имеют в виду лишь контракт, заключенный с клининговой компанией. Это объясняется тем, что на сегодняшний день на рынке нет четкого понимания всех тонкостей того, что такое «лизинг», «аутстаффинг», «аутсорсинг» и т.д.

Подмена понятий

Термины «аутсорсинг HR-функций», «лизинг персонала», «аутстаффинг» прочно вошли в бизнес-лексику, однако нередко они употребляются без учета специфических тонкостей. Поэтому, прежде чем сделать выбор, нужно разобраться в значении понятий.

Под «аутсорсингом HR-функций» понимается процесс передачи функций по управлению персоналом сторонней организации. По словам Марины Тарнопольской, под этим термином может пониматься любая услуга — executive search, рекрутмент, подбор линейного персонала, лизинг персонала, кадровое консультирование, ведение кадрового делопроизводства и расчета заработной платы. Аутсорсинг HR-функций становится все более популярным у ритейлеров, сети перекладывают на плечи профессионалов заботы по укомплектованию штата открывающихся магазинов, поиску руководителей высшего звена, проведению мотивационных тренингов. HR-аутсорсинг может быть частичным или полным. По словам директора Kelly Commercial, специализированного отделения по подбору персонала для розничной торговли, Натальи Долженковой, компания может передать подрядчику любую часть HR-функций и процедур (то есть аутсорсить услуги по подбору постоянного персонала, использовать услуги по привлечению временного персонала/вывода персонала за штат) или рекрутинговая компания может выступить в качестве HR-менеджера, осуществляющего все функции кадрового отдела.

По мнению руководителя подразделения компании «Алайн персонал» холдинга «Империя Кадров» Светланы Беловой, контроль за выполнением неключевых второстепенных функций компании целесообразнее всего передать на аутсорсинг. Данная услуга оказывается не только кадровыми агентствами, но и аудиторскими, IT и клининговыми компаниями.

Аутстаффинг и лизинг персонала — более узкие, специфичные проявления аутсорсинга. Аутстаффинг — это оформление уже существующего персонала компании-клиента в штат компании-провайдера услуг. По словам Светланы Беловой, как правило, эта услуга актуальна для компаний, имеющих ограничения по численности штата, а также в случаях, когда компания не имеет своей HR-службы. Компания — провайдер оформляет в свой штат уже существующий и работающий персонал компании-клиента, при этом сотрудники продолжают работать у клиента и выполнять свои должностные функции.

Что касается лизинга персонала, то согласно практике, принятой в России, под этой услугой подразумевают использование компанией-заказчиком заемного персонала, привлекаемого провайдером. При этом после окончания сотрудничества временные сотрудники остаются в штате провайдера и при получении следующего заказа идут работать на другую компанию.

По словам Ирины Авдониной, аутстаффинг и лизинг персонала являются более узкими понятиями по отношению к аутсорсингу и представляют собой видоизмененные термины контрактного оформления персонала, когда третья сторона становится работодателем для сотрудников, которые по тем или иным причинам не могут быть в штате компании. Ключевое отличие аутстаффинга от лизинга персонала состоит в том, что в случае аутстаффинга речь идет о штатных сотрудниках компании-клиента, которые переводятся в штат компании — провайдера, под лизингом же подразумевается, что компания-провайдер не только берет на себя заботы по оформлению персонала и кадровому делопроизводству, но и осуществляет подбор персонала или привлекает работников из собственной базы данных.

Кадровики оперируют еще одним понятием — временный персонал, или temp. Светлана Белова определяет temporary staffing как «предоставление временного персонала на краткосрочные проекты: замены во время отпусков, болезней, командировок, учебы штатных сотрудников, а также для работы, носящей разовый и сезонный характер». Таким образом, можно говорить о том, что предоставление временного персонала является частным случаем лизинга, просто лизинг подразумевает более длительное сотрудничество временных сотрудников и компании-клиента, причем труд заемных сотрудников оплачивается не почасово, а раз в месяц.

К сожалению, на сегодняшний момент на рынке нет точно установленных определений вышеупомянутых HR-практик, с которыми соглашались бы все игроки. Нередко оказывается, что клиент и провайдер общаются на разных языках, говоря в общем-то об одном и том же. Достаточно часто компании заявляют о том, что постоянно используют лизинг персонала, подразумевая аутстаффинг, или наоборот. Но путаница в понятиях — отнюдь не единственная проблема, с которой сталкиваются компании, желающие взять в аренду сотрудников.

Как это работает

Классическая легальная схема взаимодействия компании-заказчика и клиента выглядит следующим образом. Сотрудничество кадровой компании и клиента начинается с проработки вопросов взаимодействия в рамках реализации того или иного проекта. «Мы подробно выясняем профиль сотрудников, необходимых компании-клиенту, рабочий процесс, в котором будет участвовать персонал, механизмы введения новых сотрудников в работу, действующие системы оценки эффективности работы. Обязательно обсуждается уровень ответственности сторон», — говорит Ирина Авдонина. Далее создается проектная группа, которая занимается подбором и оценкой персонала, административным оформлением и начислением заработной платы, подготовкой и переподготовкой кадров, страхованием сотрудников от несчастных случаев, обеспечением условий работы, отвечающих нормам охраны труда и техники безопасности, формированием мотивации и т.д.

На предварительном этапе сотрудничества компании-клиента и провайдера между сторонами согласовывается и подписывается договор на оказание возмездных услуг по предоставлению персонала и заявка на требуемого специалиста. Договор определяет условия сотрудничества, в том числе права и обязанности сторон, порядок расчета за услугу. В заявке отражаются позиция, на которую требуется персонал, необходимое количество человек, объем работ временных сотрудников и порядок оплаты их труда, условия работы, сроки, график и прочие условия. Также определяются критерии оценки выполнения работ специалистом и уровень комиссионных. При заключении подобного договора провайдер гарантирует качество выполнения работ, а также соблюдение коммерческой тайны и нераспространение любой деловой информации, получаемой специалистом в течение срока работы в компании-заказчике. От того, насколько хорошо провайдер и заказчик поймут друг друга, зависит успешность всего проекта. Еще до заключения контракта по лизингу/аутсорсингу, по словам Светланы Беловой, обе стороны должны оценить риски, чтобы снизить вероятность срывов в обслуживании. Должны быть продуманы различные мероприятия, связанные с передачей функций одной компании в другую. После передачи функций от организации клиента к провайдеру услуг у руководителей должна появиться возможность тратить большую часть своего времени не на управление людьми, а на расширение деятельности компании.

Как только кадровое агентство получает заявку от клиента, оно начинает вести подбор нужного количества сотрудников. Причем поиск может осуществляться как целенаправленно, под заказ клиента, так и из базы данных агентства. Несомненно, кадровые агентства благодаря наличию обширных баз данных обладают большими возможностями по поиску персонала, чем компании-заказчики, поэтому, по мнению Светланы Беловой, они не испытывают особенных трудностей при поиске. Тем не менее, ситуация кадрового дефицита в столице дает о себе знать. Как считает специалист по подбору персонала компании Adecco Арик Ахвердян, в Москве намного сложнее выполнить заказ на массовый рекрутмент, чем, например, в Париже. Кадровые агентства дорожат своей репутацией на рынке. Если клиенту не подошел представленный агентством кандидат, ему обязаны предоставить замену бесплатно. Потому все кандидаты, прежде чем попасть к клиенту, проходят строгий и тщательный отбор. Агентство организует детальное интервью, тестирование знаний и навыков, если необходимо — психологическое тестирование. Кроме того, для кандидатов, находящихся в базе данных, агентства проводят регулярные семинары, тренинги, непосредственно перед выходом на работу с ними проводится инструктаж, помогающий им глубже и быстрее вникнуть в суть предстоящей работы, понять принципы корпоративной культуры компании-клиента и быстро адаптироваться в коллективе. Кроме того, по свидетельству Анны Черных, осуществление крупного проекта курирует координатор — представитель агентства, который находится непосредственно на территории компании-клиента, для того чтобы максимально быстро решить все возникающие проблемы и вопросы. Непосредственно перед выходом к заказчику сотрудник получает необходимую информацию о компании, ее структуре, корпоративной культуре и принятых моделях поведения. Данная информация позволяет временному сотруднику быстрее сориентироваться на новом месте и приступить к качественному выполнению своих обязанностей.

Оплата труда привлекаемого для временной работы сотрудника исчисляется либо исходя из почасовой ставки (в этом случае учет отработанных часов ведется по специально заполняемой карточке), либо может быть оговорен фиксированный оклад, сумма которого, как и почасовая ставка, находит отражение в заключаемом договоре.

Вне закона?

Эксперты не исключают, что развитие услуг лизинга персонала могло бы идти еще более быстрыми темпами, если бы не одно «но» — отсутствие актуальной правовой базы. Обратившись к услугам лизинга, клиент освобождает себя от всех юридических обязательств перед временным сотрудником. Все отношения с работником выстраивает кадровое агентство, которое в этом случае выступает не как посредник, а как непосредственный работодатель. Агентство находит специалиста по заказу клиента, заключает с ним трудовой договор, выплачивает заработную плату и предоставляет работника заказчику для удовлетворения его потребности во временных трудовых ресурсах. Между агентством и заказчиком заключается договор, по которому заказчик оплачивает по счету услуги, предъявляемые агентством, а агентство берет на себя определенную часть кадровых вопросов (при выводе персонала за штат: все процедуры по работе с персоналом, обеспечение финансовой стороны проекта и управление рисками). Однако Наталья Долженкова отмечает, что на данный момент в России отсутствует четкий закон, который бы регулировал отношения заемного труда. Если общим вопросам лизинга в законодательстве уделяется достаточное внимание, то о лизинге персонала четкого представления пока нет, более того, юридически термин «лизинг персонала» не имеет смысла, так как человек является субъектом, а не объектом лизинговых отношений. Кроме того, одна из сложностей с законодательством заключается в том, что арендодатель временного персонала не владеет средствами производства и не влияет на технологии, но по закону именно он должен обеспечивать работников оборудованием, инструментами, документацией и обеспечивать безопасность труда. Особенно остро эти вопросы встают, когда речь идет о промышленном производстве. При работе с аутсорсинговой компанией передаются и застраховываются не только трудовые риски, но и риски, связанные с несчастными случаями, травматизмом, поломкой дорогостоящего оборудования. По словам Натальи Долженковой, огромное значение при работе с персоналом имеет грамотное проведение инструктажей по охране труда, что позволяет минимизировать вероятность возникновения страховых случаев. Так, Kelly Services проводит инструктаж по охране труда с каждым сотрудником, который числится в штате, в компании работают специалисты, ведущие отдельные участки проекта, которые отслеживают все изменения в законодательстве, принимают во внимание все нововведения и в любой момент контролируют ситуацию.

Пробелы в законодательстве создают, по мнению Натальи Долженковой, определенные преграды для развития бизнеса, способствуют появлению некачественных услуг с использованием серых схем. И все-таки, если компания осуществляет свою деятельность легально, услуги по лизингу персонала могут оказаться ей весьма полезными.

Выгоды со стороны

Данная схема трудовых взаимоотношений, по мнению Ирины Авдониной, выгодна компаниям по ряду причин, одна из которых — гибкость управления персоналом. Это преимущество может быть особенно ценно для компаний, спрос на продукцию которых подвержен значительным рыночным колебаниям, или в работе которых существенное влияние имеет сезонный фактор. Кроме того, данный вид услуг привлекателен для компаний, развивающих новые направления бизнеса или проводящих специальные проекты, имеющие временные ограничения.

Привлечение заемного персонала позволяет компаниям исключить или уменьшить затраты на увольнение сотрудников в связи с завершением проекта, исключить затраты на подбор персонала, испытать новых сотрудников без оформления с ними трудовых отношений, избежать вынужденных простоев в работе.

Использование лизинга также помогает снижению административных расходов на ведение кадрового учета и расчета заработной платы. Это особенно актуально, по словам Марины Тарнопольской, при высоком уровне текучести персонала, поскольку на каждого сотрудника, вне зависимости от стажа его работы в компании — один месяц или год, — нужно потратить одинаковое количество времени и сил. При этом в случае с крупными торговыми компаниями речь идет не только о снижении количества времени, затрачиваемого бухгалтером или кадровиком на эту работу, что выражается в размере зарплаты этих сотрудников. Здесь можно говорить о снижении затрат на формирование рабочих мест, что включает в себя как оплату труда, так и затраты на предоставление рабочего места в офисе, закупку оборудования и программного обеспечения.

Для российских ритейлеров очень важен вопрос прямых расходов на содержание персонала. В случае если компания, являющаяся провайдером услуг по лизингу, работает по упрощенной системе налогообложения, она помогает сэкономить и торговому оператору. Как правило, налоги и стоимость услуг агентства составляют меньше, чем налоги при традиционном налогообложении.

Лизинг персонала дает компаниям возможность перераспределять затраты между статьями «заработная плата» и «услуги». Согласно статье 264 Налогового кодекса РФ при использовании услуги лизинга компания может отнести все расходы на персонал на себестоимость продукции или услуг.

Оборотная сторона медали

Несмотря на очевидные преимущества услуга лизинга персонала имеет и свои недостатки. Прежде всего эта услуга подходит лишь для компаний с прозрачной структурой управления — все расчеты с компанией — провайдером производятся на основе белых зарплат временных сотрудников, серые схемы в этом случае неприемлемы. Поэтому, как полагают специалисты, услуга лизинга пока более популярна у западных компаний. Хотя, по словам Анны Черных, объем российских заказчиков в портфеле компании АНКОР увеличился за 2004 год до уровня 30%.

Отсутствие четкой правовой базы также не может не настораживать потенциальных клиентов. Агентства призывают клиентов детально разобраться в механизмах предстоящего сотрудничества, не полагаясь лишний раз на российское законодательство в случае возникновения каких-либо споров. «Что касается минусов данного механизма, то практически большая их часть связана с несовершенством законодательной базы и, как следствие, тем фактом, что клиенты не всегда понимают всю сложность механизма оказания подобного рода услуг, что не позволяет использовать их в полной мере, — говорит Ирина Авдонина. — Но если взаимодействие между кадровой компанией и компанией-клиентом проработано, регламентированы все процедуры в рамках оказания услуги, разграничены ответственности сторон, то эти минусы могут оказаться незначительными». С этим соглашается и Светлана Белова. По ее мнению, на сегодняшний день большинство случаев успешного применения аутсорсинга обусловлено заключением соглашений распределения риска и прибыли между клиентом и провайдером услуг.

Кроме того, сложно ждать от временных сотрудников высокой мотивированности — ведь они знают, что пришли в компанию на определенный срок, и не воспринимают временное место работы как площадку для построения карьеры. В этом случае, считает Марина Тарнопольская, необходимо грамотно выстраивать процесс коммуникации с сотрудниками, в чем должна помочь компания — провайдер. «Важно дать сотруднику понять, — говорит Марина Тарнопольская, — что в случае необходимости он получит требующиеся рекомендации от той компании, на которую реально работает». Следует понимать, что компания не должна создавать информационный вакуум вокруг этого процесса.

В любом случае решение об использовании такой услуги как лизинг персонала должно приниматься компанией только после детального анализа ситуации, ведь в конечном счете, как полагает Марина Тарнопольская, выбор той или иной технологии работы с персоналом во многом зависит от политики компании и стратегии ее развития. Чтобы определить эффективную модель, важно учесть все нюансы бизнес — процесса. При принятии решения необходимо учитывать многие факторы, в частности, какая экономическая модель построена в компании, к каким финансовым показателям она стремится, какова ее корпоративная политика. От этого будет зависеть рентабельность и эффективность бизнеса.

Hosted by uCoz