Карьера в масштабе двух столиц

Автор: Руслан Царев
Источник: "Гид молодого специалиста", № 4 (6), 2003 г.

 

 

 


По данным прошлогоднего исследования компании Kelly Services «Развитие карьеры», в целом среди опрошенных (независимо от возраста и стажа) 64% москвичей и 78% петербуржцев довольны настоящим местом работы.

Треть респондентов в Москве и 42% в Санкт-Петербурге отождествляют свою работу, в первую очередь, с компанией, где трудятся.

47% москвичей и 41% петербуржцев характеризуют свою работу как карьеру (в том числе 52% московских и 51% питерских специалистов в возрасте от 18 до 29 лет). В Москве женщины немного чаще, по сравнению с мужчинами, рассматривают свою работу как карьеру (47% против 46%). В Санкт-Петербурге чаша весов качнулась в сторону мужского большинства (43% в сравнении с 39%). Однако московские респонденты, которые считали свою работу карьерой, реже бывали ею довольны или очень довольны (65%) по сравнению с теми, кто расценивал свою работу как способ заработка (68%). В то же время среди петербургских респондентов наблюдалась иная картина: среди тех, кто характеризовал свою работу как карьеру, большинство были довольны или очень довольны работой (79%) в отличие от тех, кто считал работу способом заработка (74%).

Из сотрудников, которые считают свою работу карьерой, 57% (С-Пб. – 43%) ответили, что возможно или вполне вероятно они сменят работу, – такой же процент, как и среди тех, кто считает свою работу способом заработка.

Москвички чаще считают себя преданными и верными работодателю, чем москвичи (30% против 25%). А вот в Санкт-Петербурге мужчины лояльнее к своему работодателю, чем женщины (48% против 38%).

Среди респондентов, преданных и лояльных к работодателю, 80% в Москве и 88% в Санкт-Петербурге удовлетворены или очень удовлетворены своей работой.

48% опрошенных москвичей считают своего работодателя лояльным и преданным по отношению к сотрудникам, среди петербургских респондентов такого мнения придерживаются 57%. Однако среди специалистов, которые считают своего работодателя лояльным и преданным, 65% в Москве и 40% в Питере все-таки не исключают, что сменят работу в будущем. В среднем среди опрошенных этот показатель составляет 75% в Москве и 51% в Санкт-Петербурге.

Итак, петербуржцы в среднем более лояльны к начальству и менее склонны к смене места работы, чем москвичи. Не вызвано ли это тем, что питерский работодатель «добрее» московского (во всяком случае, мне, москвичу, во время нечастых визитов в Северную столицу сразу бросается в глаза, что люди там как-то… душевнее, что ли)?

Екатерина Горохова, генеральный директор компании Kelly Services CIS:

- Политика работодателей в Санкт-Петербурге не является более либеральной – это миф. Основное различие рынков труда Москвы и Санкт-Петербурга заключается как раз в том, что Северная столица пока остается рынком работодателя, а Москва уже переориентировалась на кандидатов. В город на Неве все тенденции приходят с небольшим запозданием: западные компании в основном сначала выходят на московский, а затем на санкт-петербургский рынок. В Санкт-Петербург сейчас приходят западные торговые сети, активно развиваются российские производственные предприятия, гостиничный бизнес.

Московский рынок действительно более богат предложениями для специалистов, чем санкт-петербургский. Московские работники немного избалованы стабильностью рынка труда, разнообразием предложений, огромным спросом на профессионалов во всех сферах деятельности, они более критично, избирательно относятся к предложениям о работе и уверены, что будут востребованы в любой ситуации. Специалисты же в Санкт-Петербурге ограничены в выборе, они дольше работают в своей компании и, естественно, более преданны ей. Причины ограниченности предложений в Санкт-Петербурге вполне объективны: в Северную столицу привлекается меньший объем инвестиций, но сейчас наметилась тенденция переезда питерских специалистов в Москву, что и открывает новые преимущества для московского рынка труда, страдающего от дефицита высокопрофессиональных специалистов, и дает питерцам дополнительные возможности для развития.

Что касается требований, предъявляемых к соискателю, то и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и во всем мире ситуация абсолютно одинаковая: работодатель формулирует их, исходя из своих потребностей. Если на позиции менеджера по продажам необходимы знание рынка розничных сетей, английского языка и опыт работы в FMCG компании, то они будут востребованы везде. Да, в Санкт-Петербурге на 20% реже, по сравнению с Москвой, требуется отличное знание иностранного языка, но все зависит, в первую очередь, от должностных обязанностей специалиста.


Александр Егоров, консультант АНКОР-Петербург:

- Несмотря на то что бизнес развивается весьма активно в обеих столицах, Петербург отстает от Москвы примерно на год. Это отражается на внутренней организации участников бизнеса, уровне постановки бизнес-процессов, что, в свою очередь, влияет и на кадровую политику, которая может быть менее четкой и структурированной. В силу этих особенностей, а также исходя из рыночной ситуации, которая представляется гораздо более конкурентной в Москве, многие компании в Северной столице уделяют не так много внимания вопросам удержания персонала в отличие от московских коллег. Тем не менее уже существующий недостаток в специалистах наводит многие фирмы на мысль о разработке и развитии конкурентоспособных систем вознаграждения, обучения и развития сотрудников.

Владимир Химаныч, менеджер по развитию организации «Восточная Европа» компании Procter & Gamble:

- P&G представлена более чем в 50 городах стран Восточной Европы. В 1991 году компания открыла свой первый офис в России, и произошло это именно в Санкт-Петербурге. В настоящее время там работает наш региональный офис. В P&G огромное значение придается дисциплине, поскольку мы являемся компанией, ориентированной на успех в бизнесе, и это актуально для всех наших офисов, независимо от их географического расположения.

Елена Бархатова, менеджер по персоналу МТК «Близнецы» (одна из московских компаний, имеющих представительство в Санкт-Петербурге):

- В сравнении с московскими соискателями, петербуржские, может быть, недостаточно динамичны. Мне кажется, им недостает бизнес-подхода, определенной жесткости. В Санкт-Петербурге все немного по-другому: мягче, более плавно. Часто претенденты склонны к каким-то отвлеченным разговорам, иногда даже с элементом самокопания. На собеседованиях в Москве похожее поведение встречается очень редко. Здесь кандидат понимает: работодатель покупает его профессиональные качества и компетенции, и в первую очередь претендент должен привести аргументы в пользу своего профессионализма. Что касается личных качеств – это уже задача рекрутера, выяснить, соответствуют ли они потребностям компании, вписываются ли в корпоративную культуру, какие проблемы могут принести работодателю. А в Санкт-Петербурге соискатели нередко предпочитали рассказывать о том, что они думают, чувствуют, даже жаловались на предыдущих руководителей.

Наверное, с точки зрения петербуржцев москвичи, в свою очередь, выглядят людьми жесткими, излишне сконцентрированными на работе.


На страницах нашего журнала эксперты неоднократно подчеркивали, что одна из важнейших характеристик кадровой политики компании – ее отношение к молодежи. Коль скоро эта политика современна и грамотна, значит, и молодым у такого работодателя, что называется, «везде дорога». И если Санкт-Петербург отстает от Москвы по уровню развития бизнеса, можно предположить, что обладатель свежего вузовского диплома в Городе на семи холмах чувствует себя комфортнее.

Владимир Химаныч:

- Говоря о возможностях трудоустройства, следует подчеркнуть, что мы не занимались детальным изучением рынка труда в Санкт-Петербурге. Однако, оценивая такие возможности по общегородским дням карьеры, очевидно, что компаний, работающих в Москве и предлагающих вакансии выпускникам, больше. В то же время в области производственных вакансий такое различие менее заметно, поскольку многие международные и российские компании имеют в Санкт-Петербурге производственные мощности.

С 1991 года развиваются наши отношения с Санкт-Петербургским государственным университетом, где по вопросам стажировок и трудоустройства студентов мы сотрудничаем с Центром карьеры. Сейчас развиваются отношения и с другими вузами, что отвечает нашему принципу открытости и политике равных возможностей. Несмотря на то что в Санкт-Петербурге наша компания представлена только отделом по Развитию Бизнеса Заказчиков, мы нанимаем выпускников и для работы в других отделах.


Александр Егоров:

- В Москве более развито сотрудничество с профильными вузами, и выпускникам предлагаются более интересные условия найма. В Петербурге пока лишь единичные компании (в большинстве своем относящиеся к высокотехнологичной сфере) имеют программы сотрудничества с профильными вузами, включающие проведение дополнительных учебных курсов для студентов, а также привлечение студентов на работу в самой компании с последующим «дополнительным обучением».

Так может, махнуть на все рукой и уехать за карьерой и успехом в Москву, а на родные берега Невы наведываться лишь от случая к случаю, чтобы, как подобает настоящему москвичу, расслабиться, сменить обстановку и полюбоваться на белые ночи? Тем более эксперты компании Kelly Services, напомню, уже отмечают такую тенденцию.

Владимир Химаныч:

- Мне кажется, в связи с глобализацией бизнеса вопрос о географии места работы вскоре будет замещаться вопросом географии КАРЬЕРЫ. Многие компании (и P&G одна из них) по мере роста сотрудника в компании переводят его\ее в одно из своих зарубежных подразделений, чтобы специалист получил опыт работы на международном рынке. Поэтому рано или поздно перед сотрудником встанет вопрос о переезде в другой город или страну.

Елена Бархатова:

- Безусловно, в Санкт-Петербурге немало людей, которые считают, что за успехом в бизнесе лучше ехать в Москву. Но я слышала и другое мнение: в столице, конечно, возможностей больше, зарплата выше (это понимают все), однако работа занимает лишь 8 – 10 часов в день, все остальное время человек живет для себя. И немало петербуржцев не хотят никуда уезжать. Им нравится жить именно в Питере, по душе его традиции, устои. А интересную работу, на их взгляд, можно найти и в своем городе. Питер тоже столица, и вряд ли на рынке труда там намного хуже, чем в Москве, - все же лучше, чем в других российских городах. И потом за последние два года Петербургу было уделено много внимания, которое безусловно пошло ему на пользу.

Александр Егоров:

- В целом рынок в Москве развивается и меняется гораздо быстрее, да и объемы бизнеса больше, чем в любом другом регионе России. Поэтому с точки зрения масштабов деятельности и количества рабочих мест Москва может предложить более широкие возможности для карьерного роста. С другой стороны, не следует забывать о том, что в Москве конкуренция выше, в том числе и за счет прилива «новых сил» из регионов.

Екатерина Горохова:

- В Москве и Санкт-Петербурге ситуация равнозначна: проводятся post-graduate и trainee программы, крупные компании активно принимают участие в днях карьеры вузов. Иными словами, дорога для молодых и активных всегда открыта. Сегодня проявить себя можно везде, главное – иметь желание, способности и четкие цели.

Приток свежих сил извне, впрочем, наблюдается и в Питере. Москва, конечно, как и много веков назад, «у всей России под горой», и деньги, а за ними трудовые ресурсы по-прежнему обильно «катятся в нее». Но Питер расположился «под горой» у всего Северо-Запада страны: выбор работы и размер зарплаты там, конечно, меньше (что, впрочем, компенсируется разницей в стоимости жизни между двумя столицами), чем в Москве, но больше, чем в Великом Новгороде, Боровичах, Вышнем Волочке, Твери, Петрозаводске или Костомукше. А что еще важнее, жизнь в городе на Неве не стоит на месте, и значит, по мере дальнейшего развития бизнеса в городе кадровая политика в нем будет обретать все больше черт «человеческого лица».

Александр Егоров:

- В петербургском бизнесе сравнительно недавно начался процесс качественной внутренней реорганизации. Очень часто отделы по работе с персоналом выполняют весьма ограниченные задачи, а их планы развития (если таковые имеются) существуют вне системы целеполагания всей компании. Вопрос корпоративной культуры (когда она не «привозится» из зарубежного головного офиса) тоже стал подниматься сравнительно недавно, но сам процесс внедрения такой культуры может быть произведен, когда начнет меняться вся компания: упорядочатся оргструктура и бизнес-процессы, цели компании станут более четко очерченными, взаимоувязанными, а главное – они будут донесены до сотрудников и поняты ими. Безусловно, определенные сдвиги в этом направлении есть, о чем свидетельствует рост запросов на консалтинг, появление новых элементов в компенсационном пакете и т.д.

Многие локальные компании стали постепенно ломать традиции найма через личные связи, привлекая новых сотрудников, которые должны соответствовать гораздо более высоким профессиональным критериям, при помощи агентств или по объявлениям. В этой связи можно отметить банки - еще года два назад весьма закрытые учреждения. В последний год-полтора очень многие банки стали набирать сотрудников через внешние источники.

 

 

Hosted by uCoz