Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2004 год
и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2005 год

 


(из пресс-релиза к заседанию Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2005 г.)

http://www.government.gov.ru


Основные тенденции и итоги социально-экономического развития России в 2004 году

Основные цели и задачи экономической политики Правительства Российской Федерации на 2005 год


 

Основные тенденции и итоги социально-экономического развития России в 2004 году

За 2004 год ВВП увеличился к предыдущему году на 7,1% (в том числе на 7,5% в I квартале, 7,4% - во II, 6,4% - в III и 6,9% в IV квартале) против роста на 7,3% за 2003 год. Помесячная динамика ВВП с исключением сезонного фактора в течение истекшего года характеризовалась неравномерностью, но в целом преобладала тенденция к снижению темпов роста во II полугодии по сравнению с I полугодием.

Со стороны компонентов производства ВВП, отличительной особенностью 2004 года явилось замедление темпов роста производства товаров (в 2004 году к предыдущему году рост на 6,3% против 8,2% - в 2003 году) по сравнению с динамикой производства услуг (соответственно, 7,9% против 6,9%).

Наиболее высокие темпы роста в 2004 году отмечены по валовой добавленной стоимости отраслей, оказывающих рыночные услуги - прежде всего, отрасли "связь" (на 24,7% к 2003 году), торговли, общественного питания и заготовок (на 10,1%), а также строительства (на 10,2%).

Со стороны компонентов использования ВВП в 2004 году, в отличие от предыдущих лет, высокими темпами роста характеризовался не только внешний (в условиях исключительно благоприятной мировой конъюнктуры), но и внутренний спрос.

Если в 2002 и 2003 гг. темпы роста внутреннего спроса (4,6% и 7,9%) существенно отставали от темпов роста внешнего спроса (соответственно, 10,3% и 12,5%), то в 2004 году они несколько сблизились: 10,4% и 13,1%. Во II квартале динамика внутреннего спроса впервые за последние годы опередила динамику внешнего спроса, в условиях значительного повышения инвестиционной активности и некоторого замедления темпов роста физических объемов экспорта.

Высокими темпами роста в 2004 году отмечен как инвестиционный спрос (валовое накопление основного капитала увеличилось к 2003 году, по оценке, на 10,8%), так и потребительский спрос со стороны домашних хозяйств (на 11,3%), причем потребительский спрос характеризовался устойчивой положительной динамикой в течение всего года.

Однако значительная часть прироста внутреннего спроса (почти две трети) удовлетворялась за счет импорта, что сказалось серьезным образом на сдерживании общего экономического роста. На внутреннее производство пришлось менее 36% этого прироста, причем с учетом услуг, в секторе которых конкуренция со стороны импорта значительно меньше, чем в секторе товаров.

Это является следствием низкой конкурентоспособности российских товаров и компаний. В целом сектор производства отечественных товаров и услуг для внутреннего рынка вырос в 2004 году к предыдущему году на 5% (а его вклад в прирост ВВП остается на уровне 1 п.п.), тогда как экспорт увеличился в физическом объеме на 13,1% (его вклад в прирост ВВП составил 6,4 п.п., т.е. в 6 раз больше вклада предприятий внутреннего сектора).

В 2004 году стоимость российского
экспорта товаров достигла нового рекордного уровня 182 млрд. долл. США, что на 33,9% больше, чем в 2003 году, в том числе в страны дальнего зарубежья - 152.2 млрд. долл. (+32,8%), в страны СНГ - 29.8 млрд. долл. (+39,3%).

Высокая динамика стоимостных объемов экспорта в значительной степени связана с исключительной ценовой конъюнктурой мировых рынков в 2004 году, особенно со II квартала.

Существенный рост цен отмечался на мировых рынках энергетических товаров. Средняя цена на нефть Urals в 2004 году составила 34,4 долл. США за баррель и увеличилась по сравнению с 2003 годом на 26,7%. На протяжении года на мировом рынке нефти фиксировались все новые ценовые рекорды, а в середине октября стоимость барреля нефти на нью-йоркской бирже достигла 55 долларов.

Средняя контрактная цена на российский природный газ при поставке в страны дальнего зарубежья в 2004 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 1,7%. Сохранялся высокий спрос и, соответственно, высокий уровень мировых цен на черные и цветные металлы. Повысились также цены на химическую, лесную и целлюлозно-бумажную продукцию.

В целом фактор ценовой конъюнктуры мировых рынков обусловил в 2004 году чуть более половины экономического роста, или 3,6 п.п. роста ВВП.

Структура российского экспорта сохраняла сырьевой характер. Удельный вес топливно-энергетических товаров в 2004 году составил 56,8% (увеличение по сравнению с 2003 годом на 0,1 п.п.), металлов и изделий из них -16,9% (увеличение на 3,1 п.п.), продукции химической промышленности - 6,6% (снижение на 0,2 п.п.), машин и оборудования - 7,5% (снижение на 1,5 п.п.).

В 2004 году стоимостной объем
импорта товаров составил 94,8 млрд. долл. США (увеличился по сравнению с предыдущим годом на 24,6%), в том числе из стран дальнего зарубежья - 75,1 млрд. долл. (рост на 23,1%), из стран СНГ - 19,7 млрд. (на 30,5%).

Активизировало рост импорта значительное расширение внутреннего спроса при низкой ценовой конкурентоспособности отечественной продукции. На ухудшение конкурентоспособности в 2004 году повлияло не столько укрепление рубля, сколько повышение цен производителей и рост издержек. Укрепление курса рубля к доллару в реальном выражении составило за 2004 год 14%, к евро - 5,5%, реального эффективного курса - 4,7%, т.е. в пределах, первоначально обозначенных Банком России.

Основным фактором роста импорта в 2004 году являлся рост его физических объемов при значительно более умеренном росте цен.

В товарной структуре импорта доля машин и оборудования составила 40,9% (увеличение по сравнению с 2003 годом на 3,6 п.п.), продовольственных товаров и сырья для их производства - 18,1% (уменьшение на 2,9 п.п.), продукции химической промышленности - 15,9% (уменьшение на 0,8 п.п.), текстильных изделий и обуви - 4,5% (уменьшение на 0,3 п.п.).

В страновой структуре внешнеэкономических связей России произошло движение в сторону их опережающего расширения со странами СНГ. Доля этих стран в обороте внешней торговли России составила в 2004 году 17,9% (в 2003 году - 17,2%). Доля стран дальнего зарубежья, соответственно, снизилась с 82,8% до 82,1%.

В результате опережающего роста темпов экспорта по сравнению с темпами увеличения импорта положительное
сальдо торгового баланса в 2004 году достигло рекордной отметки - 87,2 млрд. долл. США (по оценке Минэкономразвития) против 59,9 млрд. долл. в 2003 году.

Это повлияло на значительный рост золотовалютных резервов Банка России за истекший год (на 47,6 млрд. долл., или на 61,9%, на 1 января 2005 г. они составили более 124,5 млрд. долл.). При этом, если рост резервов за I полугодие составил около 11,3 млрд. долл., то в III квартале - 6,85 млрд. долл. (причем практически полностью за счет сентября, когда чистый отток капитала из частного сектора сменился на истый приток). Основной прирост резервов, в условиях продолжения наращивания сальдо торгового баланса и притока капитала, пришелся на конец года: за последние три месяца их объем возрос почти на 29,5 млрд. долларов.

При этом накопленный объем резервов превышает объем текущего внешнего долга России, и, как результат, Россия стала государством - внешним нетто-кредитором.

Существенным фактором увеличения внутреннего спроса и поддержания экономического роста в целом явился быстро расширяющийся
спрос на услуги и, особенно, на товары со стороны домашних хозяйств.

Реальные располагаемые денежные доходы населения характеризовались относительно высокой динамикой, хотя и уступали темпу роста в 2003 году: за 2004 год темп роста к предыдущему году составил 7,8%. Помимо эффекта высокой базы 2003 года (в том числе за счет проведенной индексации зарплаты бюджетникам в IV квартале), относительно более скромные темпы роста в 2004 году связаны с увеличением обязательных платежей населения (под влиянием значительного роста объемов потребительских кредитов и, соответственно, процентных начислений за предоставленные кредиты в 2004 году), а также замедлением динамики доходов от собственности и от предпринимательской деятельности.

В 2004 году удалось заметно сократить уровень бедности граждан. Если в 2003 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 29,3 млн. человек (20,3% от общей численности населения), то в 2004 году, по предварительной оценке, она сократилась до 25,5 млн. человек (17,8%).

Динамика
оборота розничной торговли в 2004 году характеризовалась устойчивыми ежемесячными положительными темпами роста с исключением сезонного и календарного факторов.

Очень высокие темпы роста оборота розничной торговли в 2004 году (в целом на 12,1% к 2003 году в сопоставимых ценах) по сравнению с более скромной динамикой реальных доходов населения обусловлены: "потребительским бумом" и значительным ростом объемов потребительских кредитов (так как в обороте розничной торговли учитывается стоимость товаров, проданных в кредит, а в денежных доходах кредит не учитывается); более умеренными темпами роста платных услуг населению (к 2003 году на 7,0%); отмеченной выше относительно более низкой склонностью населения к сбережениям в 2004 году по сравнению с 2003 годом.

В отличие от потребительского спроса, темпы роста
инвестиционного спроса несколько замедлились. Инвестиции в основной капитал увеличились в 2004 году к предыдущему году на 10,9% против 12,5% в 2003 году.

Снижение темпов роста инвестиций отмечается как в отраслях экспортного сектора, так и обрабатывающей промышленности. Произошло сокращение инвестиций в основной капитал в нефтедобыче (за январь-сентябрь 2004 г. к соответствующему периоду предыдущего года на 6,2%), газовой промышленности (на 2,2%), цветной металлургии (на 8,5%), пищевой промышленности (на 18%), строительстве (на 17,1%), коммунальном хозяйстве (на 7,1%), медицинской (на 34,3%), полиграфической (на 26,9%), мукомольно-крупяной и комбикормовой (на 5,8%) промышленности, на транспорте (на 2,6%).

Продолжает сохраняться значительный разрыв между валовыми сбережениями в экономике, с одной стороны (по оценке, 32,6% ВВП) и валовыми накоплениями и инвестициями в основной капитал, с другой (соответственно, 21,4% и около 17%).

Объем продукции
промышленности увеличился за 2004 год к предыдущему году на 6,1% (в 2003 году на 7%). Структура роста производства в 2004 году характеризуется повышением совокупного вклада обрабатывающих отраслей (машиностроения, пищевой, легкой промышленности) до 50% в общий промышленный прирост (против 40,2% в 2003 году) и снижением вклада отраслей, в значительной степени ориентированных на экспорт (топливной промышленности, черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности), до 45,4% (в 2003 году - 53,6%).

В 2004 году
в сельском хозяйстве удалось сохранить тенденцию роста производства продукции, улучшить финансовые потоки сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства к предыдущему году составил 101,6% против 101,3% в 2003 году.

Рост экономики опирался на увеличение
производительности труда (на 6,3% за 2004 год) и занятости (на 2,7%). Этот темп повышения эффективности недостаточен для того, чтобы компенсировать увеличение заработной платы, которая повысилась в реальном выражении на 10,8%, и укрепление среднего реального эффективного курса рубля (на 6,1%).

В большинстве отраслей экономики отмечалось сближение темпов роста заработной платы и производительности труда.

Несмотря на опережающее повышение издержек на оплату труда и энергию,
финансовое положение предприятий реального сектора экономики в целом улучшилось.

В течение 2004 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) деятельности крупных и средних организаций всех отраслей экономики (кроме бюджетных, кредитных, страховых организаций) характеризовался положительными темпами роста. В январе-ноябре 2004 г. он увеличился на 54,0% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (29..0% в январе-ноябре 2003 г.), в том числе в промышленности - на 81,2% (9,6%), на транспорте - на 35,9% (31,6%). Вместе с тем в строительстве отмечено снижение сальдированной прибыли (81,4% в январе-ноябре 2004г. против 100.5% за аналогичный период 2003 г.). Отрицательная динамика финансовых результатов в строительстве объясняется ростом затрат на производство по сравнению с выручкой от реализации продукции, растущей задолженностью покупателей и заказчиков за выполненные работы, отвлечением значительных средств в незавершенное строительство.

Среди отраслей промышленности высокая динамика сальдированного финансового результата сохраняется в отраслях, в значительной степени ориентированных на экспорт: в топливной промышленности он увеличился на 104,2%, в том числе в нефтедобыче - на 145,2%; в черной металлургии - в 2,6 раза.

По итогам 9 месяцев 2004 г. рентабельность промышленного производства составила 18,2% (13,8% за соответствующий период 2003 г.). Увеличение прибыли и рентабельности промышленного производства характерно для большинства отраслей промышленности, ориентированных на экспорт. Это обусловлено не сокращением издержек, а внешними факторами: улучшением мировой ценовой конъюнктуры и административными мерами, направленными на придание бизнесу большей прозрачности (в результате чего вертикально интегрированные промышленные структуры перешли в 2004 году к практике аккумулирования прибыли от экспорта на счетах промышленных, а не торгово-посреднических предприятий, как это было в предыдущие годы).

В то же время для отраслей, ориентированных на внутренний рынок, характерно сохранение рентабельности на уровне предыдущего года или даже ее снижение.

Финансовое положение страны значительно укрепилось. В 2004 году доходы федерального бюджета, по предварительным данным Минфина, составили 20,4% ВВП, что на 0,8% ВВП выше показателя 2003 года, причем поступления в федеральный бюджет существенно превысили запланированный уровень. Увеличение доходов (прежде всего, налоговых) обусловлено ростом цен на топливно-сырьевые товары и ставок ресурсных налогов.

Государственные обязательства обслуживались полностью и в установленные сроки. Сдержанность в расходах федерального бюджета (которые составили за 2004 год 16,2% ВВП против 17,9% ВВП за 2003 год) и наращивание профицитного бюджета (по федеральному бюджету - 4,2% ВВП, что на 2,5 п.п. ВВП выше уровня 2003 года) обеспечило стерилизацию части избыточного денежного предложения и накопление значительных финансовых ресурсов в Стабилизационном фонде (522,3 млрд. руб. на конец 2004 года). В совокупности с наращиванием валютных резервов страны это обеспечивает достаточные возможности для предотвращения кризисных ситуаций в финансовой сфере.

В 2004 году динамика
денежного спроса была существенно ниже, чем годом ранее. Объем денежного агрегата М2 по состоянию на 1 января 2005 года составил 4363,3 млрд. руб., увеличившись за 2004 год на 35,8% против 50,5% годом ранее (в реальном выражении - на 21,6% и 34,4% соответственно).

Основным источником увеличения денежной массы в 2004 году стало расширение кредитования банками нефинансового сектора экономики.

Особенностью 2004 года стало усиление влияния бюджетной политики на денежно-кредитную сферу. При существенном профиците консолидированного бюджета значительная часть денежного предложения со стороны Банка России, определяемая наращиванием валютных резервов, абсорбировалась на счетах расширенного правительства в Банке России, в том числе через механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации.

В 2004 году
инфляция на потребительском рынке превысила целевой ориентир на 1,7 п.п. За 2004 год потребительские цены выросли на 11,7% против 12% в 2003 году.

Наиболее значимое влияние на инфляцию в 2004 году оказало:
- повышение внутренних цен на горюче-смазочные материалы
- увеличение темпов роста цен на основные продовольственные товары.
В январе 2005 г. темп инфляции составил 2,6% (в январе 2004 г. - 1,8%).

Увеличение темпа инфляции в январе 2005 г. связано с традиционным для начала года повышением административных тарифов в большей части регионов.

Такая ситуация связана: с увеличением на 21% федерального стандарта возмещения стоимости услуг ЖКХ, выполненного в 2004 году всего на 77% (при этом размер бюджетных дотаций предусматривает его 100%-ую оплату населением, а в 2004 году - 90%); с дополнительной нагрузкой на местные бюджеты из-за монетизации льгот; с установленным более высоким, чем в 2004 году ростом отпускаемых для населения оптовых цен на газ и электроэнергию.

Цены производителей в среднем по промышленности за 2004 год выросли на 28,3%, что почти в два с половиной раза превысило темп потребительской инфляции (в 2003 году разница в пользу ИЦП была минимальной).

Наиболее высокие темпы роста цен отмечены в отраслях, испытывающих влияние мировой конъюнктуры и в которых сильны монопольные тенденции: в черной металлургии - на 65,8%, в угольной промышленности - на 51,4%, в нефтеперерабатывающей промышленности - на 48,9%, в химической промышленности -на 29,4%.

Опережающий рост цен производителей материально-сырьевых товаров оказывает давление на издержки обрабатывающих отраслей, ориентированных преимущественно на внутренний рынок, и, в условиях сильного давления со стороны импорта (и невозможности значительного повышения цен на их продукцию), на снижение рентабельности этих отраслей.

В страновом сопоставлении, в 2004 году Россия опережала ведущие экономически развитые страны мира по темпам экономического роста. В 2004 году рост ВВП России к предыдущему году составил 7,1%, в то время как рост экономики Еврозоны оценивается в 1,9%, США - 4,4%, Японии - 4,2%.

Однако среди стран СНГ по темпам экономического роста в 2004 году Россия находилась на одном из последних мест (в среднем по этой группе стран темп роста ВВП оценивается примерно на уровне 8% к 2003 году, в том числе в Украине -12%, Беларуси - 11%). Основные макроэкономические причины этого отставания российской экономики от ее партнеров по СНГ связаны с более низкой нормой накопления, более медленными темпами роста экспорта товаров и значительным оттоком капитала.

 

Основные цели и задачи экономической политики Правительства Российской Федерации на 2005 год

Во многом определяющим для социально-экономического развития Российской Федерации должен стать 2005 год. Требуют скорейшего проведения важнейшие институциональные реформы, являющиеся ключевым условием обеспечения высоких темпов экономического роста, предполагающих удвоение ВВП в десятилетний период, а также повышения реальных доходов населения. Для успешного решения поставленных задач требуется концентрация доступных ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально-экономической политики.

Модернизация образования. Требуется сохранить более высокий уровень российского образования по сравнению с тем, который характерен для стран сопоставимого уровня социально-экономического развития. Необходимо реформировать всю систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным, путем усовершенствования образовательных программ и стандартов, четкого определения границ обязательств государства в области образования, развития системы непрерывного образования, повышения качества профессионального образования и его соответствия потребностям экономики и социального развития.

Реформирование здравоохранения. В 2005 году планируется конкретизировать государственные гарантии в области здравоохранения, обеспечить переход от системы бюджетного финансирования медицинских учреждений для государственных служащих к медицинскому страхованию, разработать федеральные стандарты медицинской помощи по наиболее распространенным заболеваниям, внести и принять федеральные законы "О государственных гарантиях медицинской помощи населению" и "Об обязательном медицинском страховании", разработать Концепцию государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации на 2006-2010 годы.

Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи. В ближайшее время предстоит значительно повысить эффективность программ в области социальной политики, пересмотрев существующие механизмы предоставления социальной помощи. Необходимо создать условия для вовлечения бедных трудоспособных граждан в экономическую деятельность, внедрить координацию деятельности всех органов, осуществляющих предоставление жилищных субсидий и иных форм социальной помощи на основе совместного планирования и реализации программ помощи бедным, содействовать повышению внутрирегиональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Миграционная политика. Планируется обеспечить заключение реадмиссионных соглашений со странами ЕС и с государствами, являющимися источниками нелегальной миграции, обеспечить совершенствование системы статистического учета мигрантов, разработать программы регуляризации положения (амнистии) нелегальных мигрантов, обеспечить заключение соглашений со странами государствами-участниками ЕЭП о свободе перемещения физических лиц.

Развитие институтов гражданского общества. В 2005 году будет осуществлена разработка проектов нормативных правовых актов, направленных на модернизацию законодательства, регулирующего деятельность НКО и благотворительность, внедрение механизмов публичности принятия значимых решений органов государственной власти.

Реформа государственного управления. В 2005 году активизация реформы государственного управления. Необходимо обеспечить публичность деятельности органов государственной власти, ее эффективную регламентацию. дальнейшее сокращение избыточных функций, переход к ориентации на достижение результатов.

Защита прав собственности. В данной сфере ключевыми задачами будут являться: повышение прозрачности деятельности судов при обеспечении реальной независимости судебной системы, повышение уровня требований к профессионально-образовательному и моральному стандарту судейского сообщества, формирование специализированных подразделений арбитражных судов, развитие механизмов досудебного разбирательства, совершенствование процессуального законодательства, совершенствование порядка исполнительского производства.

Улучшение инвестиционного климата. Необходимо улучшить налоговое администрирование, снизить налоговую нагрузку для бизнеса, включая снижение ставки НДС. Улучшение инвестиционного климата, создание четких и понятных правил для бизнеса наряду с совершенствованием механизмов регулирования естественных монополий, должно обеспечить значительный рост инвестиций в экономику страны. Важнейшим направлением должны стать активизация антимонопольной политики, реформирование ЖКХ, реструктуризация российского ОПК и авиапрома; разработка и реализация стратегий развития отдельных секторов перерабатывающей промышленности, а также программы развития малого и среднего бизнеса.

Развитие банковского сектора. Необходимо добиться эффективного аккумулирования банками денежных средств и их трансформации в инвестиции, увеличения конкурентоспособности российских банков на внутреннем рынке, повышения устойчивости банковского сектора, усиления защиты интересов кредиторов банков, предотвращения их использования в недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях.

Реформирование науки и развитие инновационной сферы. В рамках данного направления требуется повышение роли научных исследований и разработок в экономическом развитии страны и отдельных предприятий, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Необходимо обеспечить формирование рынков инновационного капитала и расширение информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, развитие нормативно-правовой системы оборота интеллектуальной собственности и ее защиты, расширение системы кадрового обеспечения инновационной экономики.

Обеспечение внешнеэкономической интеграции России. Основными задачами на 2005 г. являются: диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперирования; активизация притока прямых иностранных инвестиций, прежде всего в секторы российской экономики, испытывающие их нехватку; использование механизмов регионального и многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров, услуг, капиталов и, где это необходимо, рабочей силы на рынки сбыта.

Создание условий для устойчивого территориального развития. Необходимо обеспечить создание условий, стимулирующих субъекты федерации и муниципальные образования к мобилизации доступных им ресурсов экономического роста.

 

Hosted by uCoz