Об исполнении федерального бюджета за 2004 г.

 

(из пресс-релиза к заседанию Правительства Российской Федерации от 26 мая 2005 г.)

http://www.government.gov.ru


Основные итоги исполнения федерального бюджета за 2004 год

Доходы федерального бюджета в 2004 году сложились в сумме 3428,9 млрд. руб., что составляет:

  • 20,4% к предварительной оценке объема ВВП за 2004 год (далее - “к объему ВВП”);
  • 104,7% к годовому объему доходов, утвержденному Федеральным законом от 10 ноября 2004 г. №136-ФЗ “О внесении изменений в федеральный закон “О федеральном бюджете на 2004 год” (далее - “к годовым бюджетным назначениям”).

Расходы федерального бюджета в 2004 году составили:

  • по объему произведенного финансирования расходов федерального бюджета - 2708,6 млрд. руб., или 97,8% к годовым бюджетным назначениям по расходам и 97,8% к уточненной сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2004 год;
  • по объему кассовых расходов федерального бюджета - 2698,9 млрд. руб., или 97,5% к годовым бюджетным назначениям по расходам и 97,5% к уточненной сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2004 год.

Профицит по финансированию (превышение доходов над объемами финансирования) сложился в сумме 720,3 млрд. руб. (4,3% к объему ВВП).

По кассовому исполнению федерального бюджета профицит составил 730,0 млрд. руб. (4,4% к объему ВВП).

Первичный профицит федерального бюджета (превышение доходов над объемами расходов без учета расходов по обслуживанию государственного долга) по произведенному финансированию составил 925,0 млрд. руб., или 5,5% к объему ВВП, а по кассовому исполнению -934,7 млрд. руб. (5,6% к объему ВВП).

Далее, в целях сопоставимости данных, за исключением оговоренных случаев, анализ исполнения федерального бюджета по расходам производится на основании данных по произведенному финансированию.

1. Основные итоги исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации за 2004 год

В 2004 году консолидированный бюджет Российской Федерации по доходам был исполнен на 5429,9 млрд. руб., из которых в федеральный бюджет поступило 3428,9 млрд. руб., в бюджеты субъектов Российской Федерации - 2403,2 млрд. руб.

Общий объем доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004 году превысил соответствующие доходы за 2003 год на 1291,2 млрд. руб., и составил 32,4% от объема ВВП на 2004 год против 31,4% в 2003 году.

В общем объеме поступлений по доходам консолидированного бюджета Российской Федерации большая доля приходится на налоговые доходы (без учета поступлений Единого социального налога) - в 2004 году она составила 82,9% от общего объема поступлений по доходам; в 2003 году - 81,4%.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2004 году составили 4669,65 млрд. руб., что почти в 1,2 раза превысило соответствующие расходы в 2003 году и составило 27,8% к объему ВВП на 2004 год (30,0% - в 2003 году).

В целом консолидированный бюджет Российской Федерации за 2004 год исполнен с профицитом в объеме 760,2 млрд. руб.

Ряд субъектов Российской Федерации исполнили бюджет с дефицитом, из них:

млрд. рублей

Воронежская область

-1,00

Сахалинская область

-1,00

Ленинградская область

-1,01

Иркутская область

-1,17

Краснодарский край

-1,46

Волгоградская область

-1,55

Ярославская область

-1,84

Республика Якутия (Саха)

-3,45

Новосибирская область

-3,48

Республика Татарстан

-4,37

Хабаровский край

-4,96

Московская область

-5,73

г. Москва

-13,77

 

 

Всего дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 57,1 млрд. руб. и возрос по сравнению с 2003 годом на 3,3 млрд. руб. (в 2003 году - 53,8 млрд. руб.).

По ряду субъектов отмечается исполнение бюджетов с профицитом, из них:

млрд. рублей

Ханты-Мансийский автономный округ

+ 26,2

Тюменская область

+ 15,6

Вологодская область

+ 3,6

Пермская область

+3,1

Чукотский автономный округ

+ 2,5

Республика Мордовия

+ 2,0

Белгородская область

+ 1,4

г.Санкт-Петербург

+ 1,3

Общая сумма профицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составила 87,3 млрд. руб. В целом консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации исполнены с профицитом, объем которого составил 30,2 млрд. руб.

2. Анализ состояния и динамики внутреннего и внешнего государственного долга

Объем государственного долга на 1 января 2005 года составил в абсолютном выражении 3951,9 млрд. руб. и уменьшился по сравнению с его объемом на 1 января 2004 года на 237,7 млрд. руб. При этом объем внешнего долга сократился на 334,2 млрд. руб., в то же время объем внутреннего долга увеличился на 96,5 млрд. руб. Отношение объема государственного долга к объему ВВП сократилось с 31,7% на начало 2004 года (объем государственного долга на 1 января 2004 года по отношению к объему ВВП 2003 года) до 23,5% на 1 января 2005 года, то есть на 8,2 процентных пункта.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 01.01.2005г. составил 778466,8 млн. руб. Прирост государственного внутреннего долга за 2003 год составил 96449,2 млн. руб. или 14,1%.

В результате операций, проведенных Минфином России в 2004 году, государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, по состоянию на 01 января 2005 года составил 756825,5 млн. руб. (по состоянию на 01 января 2004 года - 663673,5 млн. руб.). Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за 2004 год составило 93152,0 млн. руб. или 14,0%.

В отчетном периоде произошло существенное изменение структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств, обусловленное следующими причинами:

  • в 2004 году Минфин России в условиях профицита федерального бюджета продолжил сокращение объема краткосрочных заимствований (до 1 года), учитывая, что потребность в краткосрочных инструментах в случае увеличения рублевого предложения может быть обеспечена операциями Банка России посредством своего портфеля государственных облигаций, а также путем выпуска облигаций Банка России (ОБР). Таким образом фактически были разделены сферы ответственности на рынке ГКО-ОФЗ: за средне- и долгосрочный сегменты рынка в рамках проведения бюджетной политики отвечает Минфин России, за краткосрочный сегмент рынка в рамках осуществления денежно-кредитной политики - Банк России. Это привело к снижению доли ГКО в объеме государственного внутреннего долга на 1 января 2005 года практически до нуля;
  • в соответствии со статьей 113 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” в ноябре 2004 года с целью повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России, была проведена операция по переоформлению облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, принадлежащих Банку России, в новый выпуск ОФЗ-АД, что привело к снижению доли ОФЗ-ПК в объеме государственного внутреннего долга на 1 января 2005 года практически до нуля;
  • в октябре 2004 года был погашен последний выпуск облигаций государственных нерыночных займов, находящийся в обращении;
  • доля ОФЗ-АД в объеме государственного внутреннего долга значительно выросла с 56,6 % (на 1 января 2004 года) до 71,6 % (на 1 января 2005 года) по следующим причинам:
    • в рамках проведения Минфином России политики удлинения сроков государственных заимствований (в соответствии с положениями Долговой стратегии Правительства Российской Федерации) облигации федерального займа с амортизацией долга были основным выпускаемым в 2004 году видом государственных ценных бумаг, относящимся к средне- и долгосрочному сегменту рынка,
    • данный вид государственных ценных бумаг предполагает осуществление погашения основной суммы долга частями (амортизация долга), что позволило значительно увеличить объемы таких выпусков в обращении (до 55-62 млрд. рублей) и способствовало повышению уровня ликвидности рынка ГКО-ОФЗ в целом,
    • в ноябре 2004 года находящиеся в портфеле Банка России ОФЗ-ПД и ОФЗ-ПК были переоформлены в несколько новых выпусков ОФЗ-АД.
    • кроме того, в соответствии с приказом Минфина России списана с государственного внутреннего долга Российской Федерации задолженность по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации с первой по двадцать девятую серию включительно, срок исковой давности по которым истек, в объеме 99,74 млн. руб.

Таким образом, в результате действий Минфина России на рынке государственных ценных бумаг в 2004 году, в структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации возросла доля средне- и долгосрочных обязательств с одновременным уменьшением доли краткосрочных, что свидетельствует о качественном улучшении структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации.

В 2004 году в рамках проведения политики по удлинению сроков государственных заимствований, предусмотренной Долговой стратегией, основной объем осуществленных Минфином России заимствований на внутреннем рынке носил средне- и долгосрочный характер.

Таким образом, в результате проводимой в 2004 году политики по удлинению сроков государственных внутренних заимствований при одновременном значительном погашении ранее выпущенных среднесрочных государственных облигаций, сложилась следующая временная структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации.

Фактически сложившийся график погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации свидетельствует о равномерном распределении погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации в течение длительного периода времени, что снижает кредитные риски (риск неплатежа), обеспечивая возможность гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению и обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Результатом проводимой Минфином России в 2004 году политики заимствований на внутреннем рынке явилось существенное изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ:

  • объем рыночного долга увеличился в 2004 году на 77% и по состоянию на 01 января 2005 года доля рыночного долга в общем объеме государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, выросла до 73% (с 47% - на 01 января 2004 года) благодаря увеличению в 2004 году объемов заимствований на внутреннем рынке (чистое сальдо по государственным ценным бумагам составило 96,1 млрд руб.), а также проведению в 2004 году операции по переоформлению государственных ценных бумаг, принадлежащих Банку России, в новые более ликвидные выпуски;
  • благоприятная макроэкономическая ситуация и сложившаяся конъюнктура рынка государственных ценных бумаг позволила значительно удлинить сроки государственных внутренних заимствований, что привело к увеличению дюрации рыночного портфеля ГКО-ОФЗ с 2,7 лет (на начало 2004 года) до 4,8 лет (на начало 2005 года), что свидетельствует о достижении в 2004 году Минфином России оптимального уровня среднего срока заимствований.

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации на 01.01.2005 составил 3173,4 млрд. руб. (114,4 млрд. долл. США) и сократился за 2004 год на 334,2 млрд. руб. (4,7 млрд. долл. США).

3. Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета в 2004 году сложились в сумме 3428,9 млрд. руб., что составило 104,7% к годовым бюджетным назначениям.

Превышение фактического поступления доходов федерального бюджета по отношению к бюджетным назначениям на 2004 год сложилось в сумме 155,0 млрд. руб.

В процентном отношении к объему ВВП доходы за 2004 год составили 20,4%, что на 0,8 процентных пункта выше уровня 2003 года (2003 год-19,6%).

Доходы федерального бюджета без учета поступлений ЕСН (далее - доходы “общего покрытия”) сложились в сумме 2986,7 млрд. руб. В относительном выражении это составляет 17,8% к объему ВВП, т.е. на 1,0 процентный пункт выше показателя 2003 года (2003 год - 16,8%).

3.1. Налоговые доходы

На протяжении ряда лет наибольшую долю в фактическом объеме доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы:

Налоговых доходов в 2004 году поступило в сумме 2712,1 млрд. руб. (103,8% к годовым бюджетным назначениям). Их доля в общей сумме доходов федерального бюджета составила 79,1% (в 2002-2003 годах их доля в общей сумме доходов была меньше - соответственно 76,9% и 78,5%).

Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета в 2004 году была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (НДС) (39,5% от общего объема налоговых доходов), таможенных пошлин (31,7%), платежей за пользование природными ресурсами (16,0%), налога на прибыль организаций (7,6%), акцизов (4,3%).

Превышение фактического поступления налоговых доходов над запланированными на 2004 год составило 99,1 млрд. руб. При этом изменение макроэкономических показателей в 2004 году привело к увеличению налоговых доходов на 56,6 млрд. руб., в том числе:

  • в результате роста объема ВВП - 24,5 млрд. руб.;
  • за счет роста цен на энергоносители - 33,8 млрд. руб.
  • за счет увеличения объемных показателей (добычи природных ресурсов, объемов экспорта и импорта, подакцизной продукции) -11,9 млрд. руб.;
  • изменение курса доллара и евро уменьшило налоговые доходы на 13,6 млрд. руб.

Факторы, не связанные с изменением макроэкономических показателей (в т.ч. за счет изменения структуры налогооблагаемой базы), увеличили поступления налоговых доходов на 42,5 млрд. руб.

Поступления в федеральный бюджет доходов от уплаты налога на прибыль организаций составили в 2004 году 205,7 млрд. рублей, или 109,9% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2003 годом они выросли на 34,8 млрд. руб., или на 20,3%, несмотря на снижение ставки с 6 до 5 процентов с 1 января 2004 года.

Превышение объема поступлений по налогу на прибыль организаций против утвержденных федеральным законом составило 18,5 млрд. руб.

Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль организаций, явилось улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2004 году, а также улучшение налогового администрирования. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики в январе-октябре 2004 года сальдированный финансовый результат организаций основных отраслей экономики составил +1734,4 млрд. руб., что на 50,9% больше, чем за соответствующий период 2003 года.

На увеличение поступлений налога на прибыль организаций в 2004 году также оказало влияние снижение (на 2,3 п.п. в январе-октябре 2004 года) доли убыточных организаций по сравнению с 2003 годом.

Вследствие вышеуказанных факторов увеличилась (по предварительной оценке) налоговая база для исчисления налога.

Кроме того, изменилась структура поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет относительно 2003 года: снизился удельный вес налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов, и доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Поступления доходов от уплаты налога на игорный бизнес составили в 2004 году 264,6 млн. руб., или 101,8% от годовых бюджетных назначений. Превышение плановых показателей связано с изменением налогооблагаемой базы.

Поступления в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами в 2004 году составили 121,3 млн. руб., или 14,7% от годовых бюджетных назначений на 2004 год. Отклонение от плановых назначений составило 702,7 млн. руб. и вызвано тем, что в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 183-ФЗ “О внесении изменения в статью 3 закона Российской Федерации “О налоге на операции с ценными бумагами” ставка налога на операции с ценными бумагами была снижена с 0,8% номинальной суммы выпуска до 0,2% номинальной суммы выпуска.

Поступления доходов от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет за 2004 год составили 1069,7 млрд. руб., или 104,5% к годовым бюджетным назначениям.

При этом доходы от уплаты НДС по товарам, производимым на территории Российской Федерации превысили плановые назначения на 38,3 млрд. руб., что вызвано следующими факторами:

  • изменение макроэкономических показателей и, в том числе, ВВП (относительно учтенных в расчетах к федеральному бюджету на 2004 год) способствовало дополнительному поступлению НДС в сумме 8,8 млрд. руб.;
  • поступление НДС, исчисленного по ставке 20% - в результате этого фактора дополнительно поступило в федеральный бюджет 0,8 млрд. руб.;
  • дополнительное поступление НДС за счет сумм реструктурированной задолженности, поступивших ранее срока, предусмотренного графиками, составило 4,6 млрд. руб.;
  • дополнительное поступление НДС за счет проведения мероприятий по контрольной работе Федеральной налоговой службы сложилось в сумме 27,3 млрд. руб.;
  • увеличение возмещения НДС налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов на 3,2 млрд. руб. (относительно ранее оцениваемых) в результате роста объемов экспорта привело к соответствующему снижению поступления НДС в федеральный бюджет.

Поступление доходов от уплаты НДС по товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 году на 21,0% превысило аналогичный показатель 2003 года. При этом следует отметить, что в 2004 году обеспечен достаточно высокий темп роста поступления доходов от уплаты НДС по сравнению с 2003 годом, в течение которого поступления по данному налогу выросли на 16,3% (по сравнению с поступлениями 2002 года).

Суммы НДС, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0%, в 2004 году составили 239,7 млрд. руб. и на 82,3 млрд. руб. (или на 25,5%) оказались меньше запланированной на 2004 год суммы возмещения в счет погашения задолженности по НДС, пеням и налоговым санкциям в связи с тем, что указанные операции оформлялись налоговыми органами не заключениями по форме 21, являющимися основанием для проведения органами федерального казначейства возвратов (зачетов) НДС, а служебными записками, которые не должны поступать в адрес органов федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации, в связи с чем территориальные органы федерального казначейства не имели оснований принимать к учету указанные операции и отражать их в отчете об исполнении федерального бюджета.

Фактическое поступление доходов от уплаты НДС по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, сложилось в сумме 320,6 млрд. руб., что составило 102,5% к годовым бюджетным назначениям. Основными факторами, повлиявшими на сверхплановые поступления по данному налогу (7,7 млрд. руб.), по экспертной оценке, стали:

  • изменение объемов и структуры импорта против прогнозных объемов, предусмотренных в расчетах при формировании федерального бюджета на 2003 год,
  • изменение курса доллара США относительно прогнозного.

Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, составило 109,7 млрд. руб., или 99,3% к бюджетным назначениям на 2004 год.

Следует отметить, что поступления по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 году оказались на 0,78 млрд. руб. ниже годовых бюджетных назначений и на 55,8% ниже соответствующего показателя 2003 года. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджет составил в 2004 году 4,0% (в 2003году - 12,2%).

Такое существенное снижение поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2004 году обусловлено, главным образом, исключением природного газа из видов подакцизного минерального сырья, а также изменением порядка уплаты акциза на алкогольную продукцию.

Снижение поступлений по акцизам по отдельным видам подакцизных товаров, производимых на территории Российской Федерации, против плана вызвано следующими причинами:

  • по акцизам на табачные изделия (-112,0 млрд. руб.; 99,5% к годовым бюджетным назначениям) - значительным снижением производства табачной продукции;
  • по акцизам на природный газ - в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет (-951,0 млрд. руб.; 97,6%) - снижением курса доллара США относительно заложенного в расчетах показателя;
  • по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья, спирт питьевой и спиртосодержащую продукцию (-23,8 млн. руб.; 99,4%) - изменением объема реализации подакцизной продукции

Изменилась доля поступлений в федеральный бюджет акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в общем объеме поступлений акцизов в бюджетную систему Российской Федерации. Если в 2003 году в федеральный бюджет мобилизовано 72,2% акцизов от их общего объема, поступившего в консолидированный бюджет Российской Федерации, то в 2004 году 45,8%.

Снижение удельного веса поступлений в федеральный бюджет акцизов на товары, производимые на территории России, в 2004 году объясняется изменением порядка и сроков уплаты акцизов на нефтепродукты, нормативы распределения которых между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации изменены в сторону увеличения поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации:

Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, составило 7,5 млрд. руб., или 136,9% от бюджетных назначений на 2004 год. Превышение показателя бюджетных назначений на 2,01 млрд. руб. обусловлено увеличением объема импорта в Российскую Федерацию практически всех категорий подакцизных товаров. Основной объем акциза, взимаемого при ввозе товаров, поступает в федеральный бюджет от импорта алкогольной продукции и легковых автомобилей (52,8% приходится на алкогольную продукцию, 32,2% - на легковые автомобили и мотоциклы)

За 2004 год стоимостные объемы импорта алкогольной продукции в Российскую Федерацию (без учета данных о торговле с Республикой Беларусь) составили более 947 млн. долл. США, что на 36% больше, чем в 2003 году. Увеличились и количественные объемы ввоза данной категории подакцизных товаров (импорт виноградных вин увеличился на 26%, вермутов - на 6%, спиртовых настоек, ликеров, водки и прочих спиртовых настоек - на 47%).

В 2004 году отмечено также увеличение импорта в Российскую Федерацию пива (на 28% по сравнению с 2003 годом).

В 2004 году в торговом обороте (юридическими лицами) на территорию Российской Федерации было ввезено 543795 штук легковых автомобилей, что в 2,5 раза больше чем в 2003 году. Сохранилась отмеченная в конце 2003 года тенденция к увеличению объемов ввоза транспортных средств в торговом обороте (юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица) на фоне сокращения неорганизованной торговли.

Импорт других категорий подакцизных товаров на 2004 год также увеличился по сравнению с 2003 годом, но не так значительно, что в целом не оказало существенного влияния на увеличение поступления акциза на ввозимые товары.

Поступления от уплаты налога на операции с ценными бумагами в 2004 году составило 0,12 млрд. руб., или 14,7% к годовым бюджетным назначениям. Причиной уменьшения поступлений является снижение ставки налога с 0,8% от номинальной суммы выпуска до 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб.

Поступление платежей за пользование природными ресурсами составило 434,3 млрд. руб., или 103,6% к годовым бюджетным назначениям.

Основную долю указанных платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), поступление по которому в 2004 году составило 424,1 млрд. руб., или 103,3% к годовым бюджетным назначениям. На перевыполнение плановых показателей по НДПИ в сумме 13,6 млрд. руб. по экспертной оценке повлияли следующие факторы:

  • рост мировых цен на нефть марки URALS привел к увеличению налога на добычу полезных ископаемых на 15,7 млрд. руб.;
  • повышение уровня собираемости увеличило поступление налога на 2,6 млрд. руб.;
  • уменьшение объемов добычи нефти снизило поступления налога на 2,4 млрд. руб.;
  • снижение объемных показателей составило 1,1 млрд. руб.;
  • снижение курса доллара США привело к уменьшению поступлений по налогу на 1,2 млрд. руб.

Более 10% всех платежей за пользование природными ресурсами составляют платежи за пользование лесным фондом, поступления по которым в 2004 году составили 4,5 млрд. руб. (113,0% к годовым бюджетным назначениям). Дополнительные поступления по указанным платежам составили 0,5 млрд. руб.

Поступление сборов за пользование объектами водных биоресурсов составило 4,2 млрд. руб. Бюджетное задание выполнено на 108,6%, перевыполнение произошло за счет повышения удельного веса квот на вылов водных биоресурсов.

Доходы от налогов на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции составили 859,7 млрд. руб., или 102,2% к бюджетным назначениям на 2004 год.

При этом доходы от взимания ввозных таможенных пошлин составили 204,2 млрд. руб. (100,7% к бюджетным назначениям на 2004 год) и от вывозных таможенных пошлин - 655,6 млрд. руб. (102,7% к бюджетным назначениям на 2004 год).

На увеличение поступлений оказали влияние следующие факторы:

  • по ввозным таможенным пошлинам (на 1,4 млрд. руб.):
    • рост объема импорта из стран дальнего зарубежья привел к увеличению поступлений на 3,9 млрд. руб.;
    • изменение структуры товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, как по продовольственным группам (мясо, рыба и т.п.), так и по промышленным группам (черные металлы) привело к уменьшению поступлений на 0,5 млрд. руб.;
    • снижение курса доллара привело к уменьшению доходов на 2,0 млрд. руб.;
  • по вывозным таможенным пошлинам(на 17,2 млрд. руб.):
    • рост мировых цен на нефть марки URALS привел к росту поступлений на 14,4 млрд. руб.;
    • рост объема экспорта нефти и природного газа привел к увеличению поступлений на 6,6 млрд. руб.;
    • рост цен на экспортируемый природный газ привел к увеличению поступлений на 3,6 млрд. руб.;
    • снижение курса доллара США привело к уменьшению поступлений на 7,4 млрд. руб.

Доходы по прочим налогам, пошлинам и сборам сложились на уровне 23,6 млрд. руб. и составили 101,4% к бюджетным назначениям на 2004 год, что на 0,3 млрд. руб. больше, чем утверждено Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год”. Перевыполнение бюджетных назначений отмечается по государственной пошлине, по сборам за использование наименований “Россия”, “Российская Федерация” и по недоимке, пени и штрафам в Государственный фонд занятости населения.

4. Расходы федерального бюджета

Исполнение федерального бюджета по расходам в отчетном периоде проходило в целом с незначительным недовыполнением плана, предусмотренного уточненной сводной бюджетной росписью (97,8%).

Непроцентные расходы (без учета ЕСН) составили 12,3% к ВВП, что на 1,2 процентных пункта ниже уровня за 2003 год, и были профинансированы в сумме 2503,8 рублей (99,3% к годовым бюджетным назначениям).

По ряду разделов функциональной классификации отмечается превышение объемов финансирования федерального бюджета по расходам над показателями уточненной бюджетной росписи, в частности: "Образование" (2,8 млрд. рублей), "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" (1,8 млрд. рублей) "Культура, искусство и кинематография" (0,2 млрд. рублей), "Здравоохранение и физическая культура" (0,2 млрд. рублей). Это обусловлено отражением в составе расходов федерального бюджета по данным разделам средств, полученных от сдачи в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за соответствующими учреждениями науки, образования, здравоохранения и культуры.

Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства профинансированы в основном в полном соответствии с уточненной бюджетной росписью (на уровне 99,9% и 99,8%, соответственно).

Недоисполнение федерального бюджета в 2004 году по расходам отмечалось по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство" (исполнено на 84,6% в силу, прежде всего, того, что в 2004 году практически не проводились закупочные интервенции на рынке продовольственного зерна). Кроме того, по итогам 2004 года не в полном объеме профинансированы расходы федерального бюджета по разделу “Промышленность, энергетика и строительство” (94,9%), что обусловлено как объективными факторами (объем предъявленных гражданами к погашению жилищных сертификатов составил меньше запланированного), так и недостатками в работе главных распорядителей (несвоевременным заключением договоров с заказчиками-застройщиками и представлением предложений по уточнению сводной бюджетной росписи, нецелевым использованием средств федерального бюджета).

Процентные расходы федерального бюджета за отчетный период составили 204,7 млрд. рублей или 83,0% от бюджетных назначений, что обусловлено такими факторами, как изменение конъюнктуры внутреннего финансового рынка, более высоким по сравнению прогнозируемым курсом рубля по отношению к доллару США и более низким уровнем процентных ставок на мировых финансовых рынках.

5. Дефицит (профицит) федерального бюджета

Федеральный бюджет в 2004 году на основе данных о финансировании исполнен с профицитом в сумме 720,3 млрд. руб.

Сальдо источников внутреннего финансирования в 2004 году составило (-) 503,0 млрд. руб. и сложилось из:

- сальдо по операциям с государственными ценными бумагами (включая прочие государственные ценные бумаги) - 96,1 млрд. руб.

Программой государственных внутренних заимствований на 2004 год предусматривалось привлечение денежных средств в сумме 328,9 млн. руб., фактически оно составило 228,1 млрд. руб.

Первоначально сводной бюджетной росписью в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований на 2004 год было предусмотрено привлечение в 2004 году денежных средств в общей сумме 258,9 млрд. руб., в том числе: от размещения ГКО - в размере 33,8 млрд. руб., от размещения ОФЗ-ФК - 100,1 млрд. руб., ОФЗ-АД - 95,6 млрд. руб., ГСО - 29,4 млрд. руб.

Кроме того, в соответствии со статьей 113 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” Минфин России по согласованию с Банком России в ноябре 2004 года в целях повышения инвестиционной привлекательности государственных ценных бумаг, находящихся в портфеле Банка России, провел безденежную операцию по переоформлению долговых обязательств, принадлежащих Банку России, общей номинальной стоимостью (в части государственных ценных бумаг) 51907,0 млн. руб. в государственные ценные бумаги общей номинальной стоимостью 51900,4 млн. руб., с частичным сокращением государственного внутреннего долга в соответствии с пунктом 2 статьи 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации на 6,6 млн. руб.

Учитывая сложившуюся конъюнктуру на рынке государственных ценных бумаг, график внутренних заимствований был изменен.

Фактические объемы эмиссии в 2004 году составили:

  • по ГКО - 3960,0 млн. руб.,
  • по ОФЗ-ПД - 21058,7 млн. руб.,
  • по ОФЗ-ФК - 34455,6 млн. руб.,
  • по ОФЗ-АД - 168661,0 млн. руб.

С учетом норм Бюджетного кодекса Российской Федерации фактическое привлечение денежных средств за счет размещения на рыночных условиях (без учета переоформления портфеля Банка России) в 2004 году в части ГКО/ОФЗ составило 176188,2 млн. руб., в том числе по ГКО - 3 919,0 млн. руб., по ОФЗ-ФК- 34450,0 млн. руб., по ОФЗ-АД - 137 819,2 млн. руб.

Фактические расходы по погашению основной суммы долга (без учета операции переоформления портфеля Банка России) в 2004 году составили:

  • по ОФЗ-ПД 428,9 млн. руб.;
  • по ОФЗ-ФК - 59769,4 млн. руб.;
  • по ОФЗ-АД - 1840,6 млн. руб.;
  • по ОГНЗ- 11500,0 млн. руб.

По ГКО в 2004 году составили 6501,6 млн. руб., в том числе:

  • в январе 2004 года физическим лицам - владельцам ГКО в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1998 года № 1787-р “О новации по государственным ценным бумагам” и на основании письма Банка России от 17.12.2003 г. № 28/91 и докладных записок Министру финансов Российской Федерации от 30.12.2003 и 12.01.2004 были перечислены денежные средства в счет погашения ГКО выпусков № 21118RMFS и № 21120RMFS, в том числе на погашение основной суммы задолженности в размере 0,07 млн. руб.;
  • в марте 2004 года Минфином России были перечислены денежные средства на погашение ГКО № 21117RMFS в соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 мая 2003 года по делу № А40-5416/01-62-37, в том числе на погашение основной суммы задолженности в размере 0,08 млн. руб. В структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации данная операция по списанию этих государственных ценных бумаг с государственного долга была отражена в июле 2004 года после подтверждения Банком России перевода указанных ГКО на раздел “погашено” эмиссионного счета Минфина России;
  • в сентябре 2004 года Минфином России были перечислены денежные средства на погашение ГКО № 21117RMFS в соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 18 марта 2003 года по делу № А40-24316/99-55-288, в том числе на погашение основной суммы задолженности в размере 0,08 млн. руб. В структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации данная операция по списанию этих государственных ценных бумаг с государственного долга была отражена в октябре 2004 года после подтверждения Банком России перевода указанных ГКО на раздел “погашено” эмиссионного счета Минфина России;
  • в декабре 2004 года во исполнение статьи 114 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” и постановления Правительства РФ от 2 июля 2004 г. № 337 “О заключении с владельцами государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., не осуществившими новацию по этим облигациям, договоров об отступном и погашении указанных облигаций” Минфином России были перечислены денежные средства владельцам ГКО/ОФЗ, заключившим договора об отступном с Минфином России, в том числе на погашение основной суммы задолженности в размере 6,5 млн. руб. В структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации операция по списанию этих государственных ценных бумаг с государственного долга была отражена в декабре 2004 года после подтверждения Банком России перевода указанных ГКО со счета “депо” инвестора на раздел “погашено” эмиссионного счета Минфина России.

На погашение облигаций государственного сберегательного займа было направлено 10,0 тыс. руб., или 5,0% от уточненной бюджетной росписи на 2004 год, на погашение основной суммы задолженности по Российскому внутреннему выигрышному займу 1992 года - 6,3 млн. руб., или 15,6% от уточненной бюджетной росписи на 2004 год.

- прочие источники внутреннего финансирования составили (-)27,2 млрд. руб.

В соответствии со статьей 137 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год” на финансирование расходов на выплату предварительной компенсации (компенсации) сбережений граждан в Сбербанке России и организациях государственного страхования и выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР было предусмотрено 25,0 млрд. руб. Фактически в 2004 году из федерального бюджета на указанные цели израсходовано 22,6 млрд. руб., в том числе на выплату предварительной компенсации (компенсации):

  • по вкладам в Сбербанке России - 20,89 млрд. руб.;
  • по вкладам (взносам) в ОАО “Росгосстрах” - 1,64 млрд. руб.;
  • на выкуп имеющихся в наличии у владельцев - граждан Российской Федерации Государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР - 0,07 млрд. руб.

Экономия средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2004 год на вышеуказанные выплаты, составила 2,4 млрд. руб.

Основными причинами экономии средств явились:

  • позднее подписание постановления Правительства Российской Федерации “О выплате в 2004 году отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации и вкладам (взносам) в организациях государственного страхования (открытом акционерном обществе “Российская государственная страховая компания” и обществах системы “Росгосстраха”) (от 7 июля 2004 года № 343) и, соответственно, соглашений со Сбербанком России (от 7 сентября 2004 года № 01-01-06/05-99) и с ОАО “Росгосстрах” (от 5 октября 2004 года № 01-01-06/05-113). В этой связи компенсационные выплаты по вкладам (взносам) категорий граждан, определенным статьей 137 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год”, начались соответственно в октябре и ноябре 2004 года;
  • длительные сроки процедуры оформления права наследования по вкладам (взносам).

Кроме того, в 2004 году были погашены векселя Минфина России на общую сумму 3,9 млрд. руб., в том числе векселя Минфина России, выпущенные для переоформления задолженности по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, на сумму 3,0 млн. руб.

На погашение государственных долговых товарных обязательств в 2004 году направлено 0,4 млрд. руб., или 24,8 % от бюджетных назначений. Низкий процент исполнения годовых назначений объясняется тем, что не все владельцы долговых обязательств по ОГСЗ, ОРВВЗ 1992г., целевых облигаций 1990 года и целевых чеков на автомобили обращаются в отделения Сбербанка России для их оплаты.

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составили 69,2 млрд. руб., или 103,0% к годовым бюджетным назначениям и к уточненной бюджетной росписи на 2004 год.

В доход федерального бюджета были перечислены средства от продажи пакетов акций ОАО “НК Лукойл” (56349,5 млн. руб.), ОАО “Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б.П.Константинова” (1443,8 млн. руб.), ОАО “Авиационные линии Кубани” (707,6 млн. руб.), ОАО “Ордена Трудового Красного Знамени хлебозавод им. В.П.Зотова” (306,3 млн. руб.), ОАО “Стойленский ГОК” (194,9 млн. руб.), ОАО “Трубодеталь” (190,1 млн. руб.), ОАО “Ленгипронефтехим” (188,2 млн. руб.), ОАО “Владивостокский морской рыбный порт” (169,8 млн. руб.), ОАО “Тульский комбинат хлебопродуктов” (160,1 млн. руб.), ОАО “Проектмашнрибор” (150,3 млн. руб.), ОАО “Мурманский морской торговый порт” (147,0 млн. руб.), ОАО “Автоваз” (145,5 млн.руб.), ОАО “Тайский ГОК” (143,6 млн. руб.), ОАО “Стройпластполимер” (130,9 млн. руб.), ОАО “Мячковские авиационные услуги” (129,0 млн. руб.), ОАО “Ургалуголь” (113,5 млн. руб.), ОАО “Пансионат с лечением “Камелия” (112,6 млн. руб.), ОАО “Невский завод” (112,5 млн. руб.), ОАО “866 ССУ” (98,8 млн. руб.), ОАО “Востсибуголь” (95,1 млн. руб.), ОАО “ВНИИОЭНГ” (90,0 млн. руб.), ОАО “Магаданский морской торговый порт” (68,9 млн. руб.), ОАО “Новоалександровский элеватор” (68,4 млн. руб.), ОАО “Запсибэлектросетьстрой” (67,9 млн. руб.), ОАО “НПО “Бурение” (63,1 млн. руб.), ОАО “Транснефтеавтоматика” (60,4 млн. руб.), ОАО “Трубоизоляция” (59,2 млн. руб.), ЗАО “МДМ-Банк-Урал” (58,7 млн. руб.), ОАО “НИИТавтопром” (57,6 млн.руб.), ОАО “Уралэлектросетьстрой” (57,2 млн. руб.), ОАО “Архангельский ЦБК” (52,4 млн. руб.), ОАО “Союзцветметавтоматика” (50,5 млн. руб.) и др.

По оперативным данным, доходы от продажи земли, находящейся в государственной собственности, в январе-декабре 2004 г. составили 3,3 млрд. руб., что составляет 84,6% от годовых бюджетных назначений на 2004 г.

- сальдо операций с государственными запасами драгоценных металлов и драгоценных камней составило 26,0 млрд. руб., при этом поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней - в сумме 30,4 млрд. руб., расходы по финансированию государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней составили 4,4 млрд. руб.

- изменение остатков на счетах в 2004 году составило (-) 661,3 млрд. руб. - остатки средств на счетах по учету средств федерального бюджета (без учета остатков на лицевых счетах бюджетополучателей) по состоянию на 1 января 2005 г. (по данным о финансировании) увеличились с начала года на 661,3 млрд. руб.

По бухгалтерскому отчету (на кассовой основе) остатки средств федерального бюджета за 2004 год увеличились на 671,4 млрд. руб. по сравнению с началом года.

- курсовая разница за 2004 год сложилась в сумме (-) 5,8 млрд. руб.

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составили в сумме (-) 217,3млрд. руб. (сальдо), в том числе привлечение средств составило 44,7 млрд. руб., погашение долга - 262,0 млрд. руб.

Привлечение средств по внешним источникам сложилось по следующим направлениям:

  • по кредитам от международных финансовых организаций - 9,5 млрд. рублей (331,8 млн. дол. США), в том числе:
    • кредиты МБРР - 4,8 млрд. руб. (168,3 млн. долл. США);
    • кредиты ЕБРР - 4,7 млрд. руб. (163,5 млн. долл. США).

Следует отметить увеличение доли кредитов ЕБРР в общем объеме полученных кредитов от международных финансовых организаций по сравнению с 2003 годом (2004 год - 49,5%; 2003 год - 37,2%), что связано с реализацией в 2004 году новых проектов в дорожном строительстве.

  • по нефинансовым кредитам правительств иностранных государств - 9,5 млрд. руб. (332,0 млн. долл. США). Отмечается превышение показателей годовых бюджетных назначений на 3,7 млрд. руб., что объясняется особенностями документарного оформления Внешэкономбанком использования кредитов иностранных банков-кредиторов по аккредитивам, открытым в предыдущие годы в соответствии с программами государственных внешних заимствований Российской Федерации
  • по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм - 25,7 млрд. руб.

 

Погашение основной суммы долга по внешним источникам сложилось в сумме 262,0 млрд. руб. и было осуществлено по следующим направлениям:

  • по кредитам международных финансовых организаций – на общую сумму 71,2 млрд. руб. (2467,0 млн. долл. США), в том числе по платежам по основному долгу перед:
    • МВФ - 47,7 млрд. руб. (1653,1 млн. долл. США);
    • МБРР - 22,6 млрд. руб. (783,2 млн. долл. США);
    • ЕБРР - 0,9 млрд. долл. (31,2 млн. долл. США)
  • по кредитам правительств иностранных государств - на сумму 111,7 млрд. руб. (3876,4 млн. долл. США), в том числе:
    • по новому российскому долгу (по связанным и несвязанным кредитам, привлеченным после 01.01.92) было произведено платежей в погашение задолженности в общей сумме 35,6 млрд. руб. (1238,5 млн. долл. США);
    • по нереструктуризированному долгу бывшего СССР - в сумме 0,3 млрд. руб. (9,5 млн. долл. США);
    • по долгу бывшего СССР, реструктуризированному в рамках соглашений со странами - членами Парижского клуба кредиторов, - в сумме 61,2 млрд. руб. (2119,9 млн. долл. США);
    • платежи товарными поставками в счет погашения внешнего долга - в сумме 12,0 млрд. руб. (415,4 млн. долл. США);
    • по межправительственному соглашению от 25 июня 2002 года с Правительством Федеративной Республики Германии о прекращении расчетов в переводных рублях и об окончательном урегулировании сальдо расчетов в переводных рублях между бывшим СССР и бывшей ГДР (соответственно, ФРГ) была осуществлена выплата последнего транша урегулированной суммы - 2,6 млрд. руб. (93,1 млн. долл. США).
  • по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм -на сумму 79,0 млрд. руб. (1678,7 млн. долл. США). В рамках запланированных расходов были погашены еврооблигационные займы Российской Федерации, выпущенные в 1997 году на сумму 2,0 млрд. немецких марок. Рублевый эквивалент составил 36,0 млрд. руб. (1264,7 млн. долл. США).
  • по прочим - на сумму 0,12 млрд. руб. (3,8 млн. долл. США) произведено погашение обязательств по ОВГВЗ III серии.

5. Стабилизационный фонд Российской Федерации

В январе 2004 г. в соответствии со статьей 962 Бюджетного кодекса Российской Федерации был сформирован Стабилизационный фонд Российской Федерации в объеме 106,0 млрд. руб.

С начала года он пополнился:

  • в феврале (за счет доходов января) - на 16,08 млрд. руб.;
  • в марте (за счет доходов февраля) - на 20,51 млрд. руб.;
  • в апреле (за счет доходов марта)- на 28,38 млрд. руб.;
  • в мае (за счет доходов апреля)- на 27,75 млрд. руб.;

в июне (за счет доходов мая) - на 30,44 млрд. руб., в июле (за счет доходов июня) - на 38,45 млрд. руб., в августе (за счет доходов июля) - на 38,33 млрд. руб., в сентябре (за счет доходов августа) - на 43,81 млрд. руб., в октябре (за счет доходов сентября) - на 54,69 млрд. руб., в ноябре (за счет доходов октября)- на 58,13 млрд. руб., в декабре (за счет доходов ноября) - на 59,71 млрд. руб.

Таким образом, объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, накопленных на 1 января 2005 года, составил 522,3 млрд. руб., что на 22,3 млрд.руб. (или на 4,5%) превысило объемы средств, установленные Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год”. Общая сумма прироста Стабилизационного фонда Российской Федерации за 2004 год составила 416,3 млрд.руб.

Основные характеристики исполнения федерального бюджета  за 2003-2004 годы

 

2003 год - исполнение

2004 год - закон
млрд. рублей

2004 год - исполнение

млрд. рублей

в % к ВВП (13201,1)

млрд. рублей

в % к ВВП (16778,8)

в % к годовым бюджетным назначениям

I. Доходы

2586,2

19,6

3273,8

3428,9

20,4

104,7

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Доходы без единого социального налога

2221,6

16,8

2835,6

2986,7

17,8

 

Единый социальный налог

364,6

2,8

438,2

442,2

2,6

100,9

II. Расходы

2372,0

18,0

2768,1

2708,6

16,1

97,8

из них:

 

 

 

 

 

 

1. Процентные расходы

220,9

1,7

246,6

204,7

1,2

83,0

2. Непроцентные расходы

2151,1

16,3

2521,4

2503,8

14,9

99,3

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Непроцентные расходы без единого социального налога

1782,9

13,5

2083,2

2062,5

12,3

 

III. Профицит

214,2

1,6

505,7

720,3

4,3

 

 

Hosted by uCoz