Проклятие профицита

Эксперт #31 (477) от 22 августа 2005

Федеральный бюджет на 2006 год запланирован с рекордным профицитом. Это доказывает, что российское правительство не собирается бороться с сырьевой направленностью отечественной экономики

Максим Рубченко, Екатерина Шохина

Основой расчета федерального бюджета на будущий год стала, как обычно, цена на нефть - чиновники предполагают, что в среднем в 2006 году она составит 40 долларов за баррель. Поскольку бюджет 2005 года верстался из расчета 27 долларов, вполне естественным представляется увеличение госдоходов в следующем году почти на 32%.

Соответственно, перед госчиновниками встал вопрос: что делать с деньгами? Понятно, что, если бы ответ на него зависел только от Министерства финансов, все решилось бы просто: все дополнительные доходы под предлогом борьбы с инфляцией закачали бы в стабфонд - и проблема закрыта. Однако недовольство подобной политикой Минфина в последние месяцы достигло критического уровня, так что министру финансов Алексею Кудрину пришлось делиться халявой (поскольку допдоходы обусловлены исключительно благоприятной конъюнктурой внешних рынков) с коллегами по кабинету.

В первую очередь, разумеется, поделились с силовиками: расходы на органы безопасности в 2006 году по сравнению с текущим годом увеличатся на 37%, а на национальную оборону - на 20%. При этом в целом госрасходы на национальную оборону и безопасность впервые достигли рекордных для невоюющих стран 5% ВВП.

Щедро раскошелился Минфин и на продолжение милых сердцу Алексея Кудрина "либеральных" реформ - на абсолютно непрозрачную и неэффективную сферу жилищно-коммунального хозяйства в бюджете-2006 выделяется втрое больше денег, чем в бюджете текущего года. Отметим, что средства пойдут именно на проведение реформы отрасли, в результате которой, как известно, россияне должны будут полностью оплачивать коммунальные услуги. На другую реформу - судебной системы, - о необходимости которой речь идет уже много лет, тоже увеличат расходы - на 38%.

Кроме того, ввиду приближающихся выборов начинают расти социальные расходы государства: на увеличение пенсий, зарплат бюджетникам и т. п. в проекте бюджета на следующий год заложено более 900 млрд руб. Прирост расходов на образование в 2006 году составит 29%, на здравоохранение - 64%.

И даже несмотря на впечатляющие цифры повышения расходов на общественные нужды, в бюджете-2006 запланирован рекордный профицит - 776 млрд руб., что втрое больше, чем в бюджете 2005 года (по факту сейчас профицит получается примерно в шесть раз больше плана). Тем не менее Алексей Кудрин гордо называет бюджет следующего года "бюджетом развития", поскольку в нем планируется на треть увеличить государственные инвестиции.

При этом почти 70 млрд руб. уйдет в новую структуру - Инвестиционный фонд, деньги из которого должны направляться на стратегические инфраструктурные проекты. Правда, этих проектов пока нет даже на уровне предварительных бизнес-планов. Еще 300 млрд руб. должно быть потрачено на федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) и 340 млрд - на федеральные целевые программы (ФЦП). Впрочем, полный список ФЦП и ФАИП тоже пока не готов, но из уже утвержденных можно отметить такие, как реформа образования и судебной системы, реформа ЖКХ, модернизация транспорта, утилизация вооружений ядерных боеголовок и АПЛ, уничтожение химического оружия, программа "Антитеррор". Учитывая, что все эти федеральные программы абсолютно непрозрачны, критерии контроля их исполнения весьма расплывчаты, а сроки реализации большинства ФПЦ и ФАИП достаточно велики, их скорее надо считать не инвестициями, а дополнительными ведомственными бюджетами. "Не все государственные расходы хороши, потому что далеко не все из них стимулируют экономический рост, - отмечает старший консультант Центра фискальной политики Владимир Редькин. - Некоторые расходы стимулируют экономический рост - это, например, расходы инвестиционного характера, строительство инфраструктуры. А есть расходы, которые в гораздо меньшей степени влияют на рост экономики - расходы социального характера, прямая поддержка отраслей промышленности, субсидирование. Практически все расходы, запланированные в бюджете на 2006 год, относятся именно ко второй категории. Это значит, что никакого эффекта от их увеличения не будет".

По мнению специалистов, кардинальное увеличение бюджетных расходов на непрозрачные программы с непонятной эффективностью есть прямое и неизбежное следствие нынешней бюджетной политики, направленной на обеспечение профицита. "У профицитных бюджетов значительный объем бюджетных средств фактически выводится из нормальных процедур бюджетного рассмотрения и контроля, - говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. - Когда бюджет профицитный, решения о дополнительном расходовании бюджетных средств принимаются быстро и зачастую не совсем обоснованно".

Российский Минфин уже который год разрабатывает профицитные бюджеты, а существенное превышение государственных доходов над расходами представляет как несомненное благо и свою большую победу. Между тем мировой опыт свидетельствует: большой профицит госбюджета - признак малоразвитой страны, чья экономика зависит от мировой конъюнктуры.

Достаточно сказать, что сегодня среди западных стран профицит бюджета имеют только Финляндия, Дания, Швеция (благодаря росту благосостояния населения при высоком уровне подоходных налогов), Канада, Австралия (благодаря благоприятной конъюнктуре сырьевых рынков) и Испания, которая на протяжении последних лет инвестировала огромные деньги в развитие новых производств. При этом рекордный профицит - у Дании - равен 1,8% ВВП, в то время как в российском бюджете-2006 профицит запланирован в 3,2%, а по факту, вероятно, будет еще выше. Между тем большим профицитом могут похвастаться такие страны, как Венесуэла, Саудовская Аравия, а рекордный профицит - 60% ВВП - был зафиксированы в восьмидесятых годах в Кувейте.

"В нормальных развитых странах запланированного профицита нет, - говорит Игорь Николаев. - Бывает профицит по факту, но это совершенно другое дело. Даже если взять страны с сильным экономическим ростом - Исландия, Ирландия, Турция, Словакия, Чехия, - нигде не планировался профицит. Потому что все понимают, что деньги должны работать, а не лежать".

Можно, например, вспомнить, что, когда в конце девяностых годов профицит бюджета США вырос до 1,9% ВВП, администрация Билла Клинтона подверглась жесткой критике за неправильную бюджетную политику, и республиканцы в лице Дж. Буша-младшего одержали победу на выборах в немалой степени благодаря программе срочного снижения налогов на 1,35 трлн долларов. "Все развитые страны - Европа, Америка - всегда жертвовали бюджетом ради экономического роста: или снижали налоговое бремя, или же резко увеличивали расходы, - говорит директор Центра макроэкономических исследований 'БДО Юникон' Елена Матросова. - Поэтому в развитых странах обычным делом является не профицит, а дефицит бюджета. Ведь когда экономическая политика государства активна, профицит сформировать просто не получается. Это как снежный ком - сделал одно, надо делать другое, третье. Возникает дефицит бюджета, который потом компенсируется дополнительными налоговыми поступлениями.

И кстати, многие страны не формируют резервы на случай, если у них денег хватать не будет, потому что понимают, что смогут их занять на фондовом рынке - это общепринятая практика. У нас же, как во всех неразвитых странах, сверхдоходы от нефтяных цен откладывают на будущее, хотя при наших рейтингах мы можем заимствовать деньги по низкой ставке. Так делают в какой-нибудь Венесуэле".

 

Hosted by uCoz